Белкоммунмаш ориентируется на экспорт

В совсем недавние «некризисные» времена это предприятие, пожалуй, не столь часто посещали иностранные делегации, как нынче. И ничего в этом удивительного нет. Ведь портфель заказов минского производителя на этот и последующие годы сформирован за счет зарубежных покупателей.

Как оказалось, производственный потенциал «Белкоммунмаша» перерос возможности внутреннего рынка. В последние годы основная часть продукции оседала в Минске, где шло активное обновление парка городского транспорта, и еще в семи городах республики.

Ведь «Белкоммунмаш» — единственное предприятие в стране, которое занимается производством электротранспорта. Всего в республике эксплуатируется около 1500 троллейбусов и 250 трамваев.

С завершением этой программы встал вопрос освоения новых рынков и применения новых форм сотрудничества и схем расчетов.

Одна только продажа за рубеж стала малоэффективной. Сейчас выход на внешние рынки без решения вопросов кооперации с партнерами соседних стран неэффективен. И связано это в первую очередь с протекционистской политикой регионов, в которые минское предприятие поставляет свой продукт, в частности, Российскую Федерацию и особенно в Украину.

При прочих равных условиях тендер на поставку городского электротранспорта и коммунальной техники выигрывает внутренний производитель. Этот фактор можно смикшировать только путем участия в СП на основе кооперационных связей, организации сборочных производств. Только так можно получить доступ на рынок наравне с другими, например, теми же российскими производителями.

«Наше предприятие организовало сборочное производство в Москве на базе завода СВАЗ, получив российскую сертификацию производства. Создание такого СП оказалось очень кстати. Таким образом, уже внутренний российский продукт имеет преференции и может участвовать в тендерах с федеральным бюджетом», — сказал по этому поводу в одном из интервью генеральный директор УП «Белкоммунмаш» Владимир КОРОЛЬ.

Сборочное производство также налажено в Барнауле. Завершается подготовка к открытию совместного СП в Санкт-Петербурге, которое наверняка откроет большие перспективы по освоению севера России.

Белорусские троллейбусы активно продвигаются также на рынки Швейцарии, Италии, Польши, Германии (город Лейпциг), Финляндии, стран Латинской Америки. Белорусский транспорт можно увидеть в городах Болгарии и Сербии. Сегодня на троллейбусах ездят без малого в 50 регионах ближнего и дальнего зарубежья. География их продаж охватывает более 30 российских регионов от Калининграда до Владивостока. Городской электротранспорт Белкоммунмаша предпочитают также в Украине, Монголии, Латвии, Казахстане, Молдове.

Предприятие производит серийно, начиная с 2004 года, троллейбусы 3-го и 4-го поколений. Основное отличие белорусской электротехники от зарубежной — в выгодном соотношении цены и качества. Вот потому и зачастили в столицу гости.

Последняя новость: белорусские троллейбусы пройдут обкатку в Аргентине. Выход на латиноамериканский рынок стал возможен благодаря проводимой предприятием активной маркетинговой политике. «В сентябре на базе нашего предприятия состоялась 1-я международная конференция потребителей электротранспорта, участие в которой приняли партнеры «Белкоммунмаша» из российских городов, а также стран дальнего зарубежья.

Вот тогда заинтересованность в технике завода и выказали представители Аргентины», — пояснил гендиректор. И завод готов отправить троллейбусы в эту страну на 4 месяца на тестовую эксплуатацию. А в случае положительных отзывов можно уже детально поговорить и о поставках.

В свое время просторы СССР «бороздили» только рижские трамваи, ведь РВЗ был монополистом. 10 лет назад минчане начали производить свой трамвай, сделанный вначале на базе российского КТМ. Минчане модернизировали тележку, другие агрегаты. Потом начали производить чисто белорусскую разработку.

Сейчас в Риге серийно трамваи не производят, но латвийская сторона неожиданно стала инициатором проекта по созданию совместного трамвая. Причем за основу будет взята новая модель минского полунизкопольного высокоскоростного трамвая (на фото), единственный экземпляр которого был собран в октябре.

Скажем сразу: такого трамвая у нас еще не было, хотя это и не новинка для стран СНГ, потому что в Санкт-Петербурге уже больше года выпускают примерно такой же тип трамвая.

Максимальная скорость минского трамвая, хотите — верьте, хотите — нет, — 120 км/час! Его «городские» преимущества достаточны: большая пассажировместимость, комфорт, бесшумность и мягкость хода. Что и говорить, вовремя его сделали: сейчас в столице идет укладка рельсов по новой технологии, так что будет где развернуться!

Новый трамвай получился корпоративным: тележки марки «Шкода», итальянские комплектующие, импортные двигатели. Зато сборка и технологии наши. Как и электроника.

Кстати, такая высокая скорость нового транспорта очень выгодна в проектах, которые ныне активно реализуют россияне. Это когда трамвай обслуживает маршруты за городом. По сути, своеобразная альтернатива железной дороге.

Выезжает такой трамвай из пригорода, делает по ходу две-три остановки, въезжает в город, где — внимание! — продолжает выполнять свои прямые функции, то есть работает на маршруте.

Очень удобно. Пассажиру не нужно делать пересадку, как, например, с электрички на вокзале, и пересаживаться в городской транспорт.

Что касается Минска, то такое «ноу-хау» может очень скоро понадобиться в новых микрорайонах, где можно спроектировать именно такие линии. Но большая надежда все же на строительство городов-спутников столицы.

Но пока не найден компромисс с железной дорогой, и свежая идея требует совместного обсуждения.

Новинка понравилась туркам. Их интересует высокоскоростной трамвай, который движется в одном направлении. Это не проблема, ведь наш трамвай — трехсекционный, едет в двух направлениях, с двумя кабинами для водителей, модульный, когда можно собирать его из двух и более вагонов.

Во всей Европе сейчас бум именно на трамваи, поэтому основные заказы, надо полагать, еще впереди.

«Белкоммунмаш» может выпускать до 30 единиц техники в месяц. Причем каждая модель собирается под заказ. Склады практически пустуют. Но если и есть в них новенькая техника, то она уже продана и ждет своей отправки. Машины даже раскрашены в цвета заказчика. Скажем, голубой с белым — для Москвы и Бишкека, желтый — для Томска…

По сравнению с прошлым годом объемы производства «Белкоммунмаша» не выросли, но и не упали. Сохранились практически те же темпы производства и продаж, как и год назад. А вот тут будет кстати напомнить, что как раз по результатам 2008 года «Белкоммунмаш» стал самым крупным в мире производителем троллейбусов.

Завод производит также спецтехнику под заказ: вахтовые автобусы и автомобили быстрого реагирования на базе шасси МАЗ. А если кого-то интересуют шасси других производителей, то это тоже не проблема.

Раньше на территории завода находилось совместное предприятие «БелСант», выпускавшее смесители. Но потом оно стало неконкурентоспособным и два года назад ушло с рынка. «Белкоммунмаш» сейчас сам производит смесители эконом-класса, весьма преуспевая в этом и продавая товар по доступной цене. Причем выпускает и ретро-смесители с металлическими маховичками из латуни, также пользующиеся спросом.

Производственных площадей на заводе пока хватает, но постоянно идет модернизация самого производства. Так, в I квартале 2010 года появится новый фрезерный центр японского производства. Между прочим, японцы сделали серьезную скидку в размере 150 тыс. евро, так как заводчане первыми в республике приобрели подобное оборудование, от которого ждут очень многого: новинка будет обрабатывать деталь в 6 раз быстрее и заменит 6 обычных станков.

Над чем предприятие работает сейчас? Прежде всего идет модернизация существующих троллейбусов и трамваев. Хотя и нет до сих пор аналогов белорусскому троллейбусу «Витовт» (на фото), который появился в 2007 году и сейчас выпускается серийно, но все равно невозможно сравнить его первую модель, скажем, с седьмой или девятой: идет постоянная доработка.

Задумали конструкторы новую модель автобуса, который может ехать на дизельгенераторе и одновременно вырабатывать электричество. Разработки уже ведутся.

Между прочим, разительным отличием минских троллейбусов является «умение» экономить электроэнергию процентов этак на сорок пять! Ведь наши троллейбусы в момент торможения не забирают электроэнергию, а, наоборот, отдают. А вы только представьте, сколько раз в день тормозит один троллейбус!?

На «Белкоммунмаше» в настоящее время трудится около 1, 6 тыс. человек. Много молодежи. Средний возраст — 35 лет. Кстати, главному конструктору тоже 35 лет. Есть руководители крупных подразделений, которым по 25-27 лет. Что тут можно пожелать? Только расти и работать!