Мэр Москвы прокатился на трамвае

Мэр Москвы Собянин в трамвае

Мэр прокатился на трамвае – но не простом, а скоростном, к тому же повышенной комфортности: с низким полом, кондиционером и доступом в Интернет. Если этот опытный образец понравится мэру, в таких же вагонах через некоторое время смогут ездить и обычные москвичи.

Все последние годы трамваи в Москве планомерно убирали с улиц. Массовое закрытие маршрутов и разбор путей совпали с резким ростом числа частных автомобилей, которым эти «железные монстры» мешают больше, чем весь остальной общественный транспорт города.

Сейчас на их долю приходится 13,6% от всех наземных пассажирских перевозок в столице. На сегодняшний день в Москве осталось всего 42 трамвайных маршрута. Для сравнения: троллейбусных больше в два раза, а автобусных – в 15 раз. И это при том, что трамвай остаётся самым низкозатратным и экологичным наземным пассажирским транспортом.

«Кампания против трамваев была развязана в интересах автомобилистов, которых с каждым годом становилось всё больше. Однако и дальше переходить на личный транспорт уже невозможно, для этого нужен совершенно иной город – с другими дорогами и другой инфраструктурой, – считает Евгений Фёдоров, депутат ГД.На данный момент специфика в Москве такова, что единственный способ обеспечения пассажирских перевозок – это общественный транспорт, включая трамваи: низкопольные, бесшумные, большой вместимости».

Образец именно такого трамвая, изготовленный специально для Москвы, показали недавно Сергею Собянину наш «Трансмашхолдинг» и французская компания Alstom. «Главной задачей было сделать прототип максимально дружелюбным к пассажирам, – рассказывает Артём Леденёв, директор Департамента по связям с общественностью «Трансмашхолдинга». –Это низкопольный трамвай, что удобно для пожилых людей, мам с детьми на колясках, да и для тех, кто передвигается на коляске сам. Двери у этой модели имеются с двух сторон, как в метро, что ускоряет и упрощает вход и выход пассажиров. Салон оборудован антивандальными сидениями, системой климат-контроля, интерактивными картами, которые обозначают путь следования вагона».

Прототип, который показывали Собянину, был 35-метровым – это длиннее, чем трамваи из двух вагонов, которые ходят сейчас по Москве. Однако российско-французский образец без проблем ездил по обычным путям, вписывался в повороты. «Дело в том, что наш образец состоит из нескольких секций, соединённых гармошкой, и укомплектован современными поворотными тележками – объясняет Артём Леденёв. – Эту конструкцию можно компоновать длиной от 20 до 35 метров.

Кстати, эта модульность позволяет гораздо быстрее менять детали, повреждённые, допустим, в результате аварии. Надо сказать, что наш образец имеет большой срок службы: если у нынешнего трамвая он 18 лет, то у нового – 30. К тому же энергии он потребляет на 10% меньше».

Археологическими изысками с иронией называет привычные московские трамваи депутат МГД Инна Святенко:«То, что предложили нам сейчас, – это совершенно другой уровень общественного транспорта.Такой трамвай – более комфортабельный и менее шумный. Само собой, рельсовое полотно для него должно быть более ровным, с меньшими зазорами на стыках».

Но в принципе по существующим путям «французский гость» ездить может, что ценно, так как ширина трамвайной колеи в России имеет другой размер. Поэтому напрямую покупать на Западе «неадаптированные» модели накладно – надо либо их переделывать под наш стандарт, либо перекладывать все рельсы. «Действующие трамваи морально и физически устарели. В то же время импортные образцы Москва покупать не может, они слишком дороги и не приспособлены для нашего путевого хозяйства», – отметил Собянин. Однако цена на российско-французский трамвай показалась ему приемлемой.

«Но точную цифру – цену нашего трамвая – назвать пока невозможно, уточнил Артём Леденев. – Сначала правительство Москвы и Мосгортранс должны определиться с техническим заданием: какой длины трамвай они хотят видеть, с кондиционером или без, из каких материалов…» Несколько лет назад свой вариант для Москвы предлагали белорусы: трёхсекционный образец собирали на минском заводе «Белкоммунмаш».

Прототип тоже был низкопольным, с дверями по обе стороны, с приспособлениями типа выдвижного пандуса для инвалидов-колясочников. Однако, судя по тому, что такие белорусские трамваи в российской столице так и не появились, что-то у наших друзей по СНГ не заладилось с московским правительством.

«С одной стороны, надо поддерживать наших партнёров, но с другой – всё же смотреть, что надёжнее, лучше, комфортнее, а по этим показателям импортная техника зачастую выигрывает, – уверен Вячеслав Лысаков, председатель координационного совета МОО автомобилистов «Свобода выбора». –Конечно, стоит она обычно дороже. Однако московским властям приходилось тратить деньги и на гораздо более сомнительные транспортные новшества.

Суммы, выброшенной в своё время на монорельс на ВДНХ, который не пользуется абсолютно никаким спросом, хватило бы, чтобы полностью обновить парк трамваев Москвы, причём лучшими иностранными вагонами».

Остановится ли московское правительство на варианте, презентованном недавно Собянину, пока не известно. Сам он озвучил планы проведения тендера в ближайшие несколько месяцев: «Я надеюсь, что и другие конкуренты Alstom подключатся к работе, и мы будем иметь не только монопольное предложение, но и предложения от других компаний».

После проведения тендера и принятия решения по новому городскому трамваю потребуется всего около года, чтобы прототип превратился в серийную модель. При этом окончательно не ясно, где именно новый маневренный образец мог бы курсировать. Обычная скорость нынешних – 11 км/ч. Собянина катали на прототипе, способном на существующих путях разогнаться до 25 км/ч. На специально подготовленных линиях, с модернизированной рельсовой инфраструктурой, новые вагоны смогут развить скорость до 75 км/ч.

«Фактически это альтернатива лёгкому метро, – замечает Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного Союза. –Но я не представляю, где в городе можно проложить трамвайный маршрут, который не пересекался бы с поперечными магистралями. Скоростной трамвай был бы полезен разве что как связь с анклавами, находящимися за МКАД».

Действительно, проекты строительства трамвайных линий в районах «замкадья» прорабатываются. Скоростной маршрут соединит их не только с городской трамвайной сетью, но и «подключит» к концевым станциям на ветках метрополитена. Первыми на очереди в этих планах – Звенигород и Жуковский. В самой Москве обсуждается строительство скоростной трамвайной линии на проспекте Мира и Ярославском шоссе.