Минский трамвай

Минский трамвай зимой

Система электрического трамвая в Минске была открыта 13 октября 1929 года . На момент открытия она включала в себя два маршрута.На этих линиях использовались вагоны Х производства Мытищинского завода . Выпуск составлял 5 вагонов.

Уже в первый год существования трамваем было перевезено 11 миллионов пассажиров.

В 1929 году  была построена линия от площади Свободы по улицам Максима Богдановича и Киселёва до ДС «Сторожёвка» (в районе пересечения с ул. Кропоткина).

В 1930  линия по проспекту Независимости была удлиненна до Парка Челюскинцев (в то время ДС «Выставка»). Разворотное кольцо находилось на площади Калинина. В том же году закрылась ДС «Площадь Свободы», а разворачивавшийся там трамвай № 2 продлили до ДС «Сторожёвка».

В 1932 построена линия от проспекта Независимости по ул. Энгельса, Ульяновской и Октябрьской до станции «Завод Ворошилова» (ныне «Октябрьская улица»). За 1932 год Минский трамвай перевёз 22 миллиона пассажиров — в два раза больше чем в 1930 .

В 1933 году  в Минске были построены две новых трамвайных линии. Одна из них продлевала линию от ДС «Сторожёвка» по ул. Кропоткина, пр. Машерова и ул. Даумана до ДС «Переспа» (в районе пересечения с ул. Веры Хоружей). Вторая проходила по ул. Володарского, Городской вал, Романовская слобода, Кальварийская и Короля до ДС «Кальвария». Благодаря этим расширениям трамвайный парк увеличился до 43 вагонов.

В 1935  была построена линия от железнодорожного вокзала по ул. Свердлова приблизительно до территории современного Червенского рынка.

Существует информация что в начале 40-х велось строительство линии по Провиантской улице (ныне ул. Захарова), но никаких официальных документов посвящённых этой линии в открытом доступе не сохранилось, а во время войны недостроенная линия был полностью уничтожена.

С началом великой отечественной войны в Минске было полностью прекращено трамвайное движение. В начале мая 1943 года (по другим данным в конце августа) в оккупированном Минске нацисты восстановили трамвайное движение. На линии работало 4 вагона, ходившие только по одному маршруту: «Товарная станция» — «Выставка».

При отступлении из Минска немцы разобрали часть путей, сняли контактную сеть, вывезли оборудование тяговой подстанции. В результате бомбардировок было разрушено здание трамвайного парка, уничтожен остаток линий и подвижной состав.

Последний вагон Ф был списан 29 декабря 1964 года . 1 мая 1945 было торжественно открыто трамвайное движение на участке по проспекту Независимости от ул. Володарского до парка Челюскинцев. Также было открыто первое Минское трамвайное депо, которое расположилось на пересечении современных проспектов Машерова и Независимости.

В следующем году завершилась постройка линии от Товарной станции по ул. Московской и Бобруйской до железнодорожного вокзала и оттуда, по ул. Ленинградской и Свердлова, до пр. Независимости. Также в 1948 были восстановлены линии по улицам Энгельса, Ульяновской и Октябрьской; и по ул. Володарского, Романовская слобода и Кальварийской до ДС «Опанского» (предположительно в районе пересечения с ул. Клары Цеткин). Вдобавок к этому была построена линия от ж/д вокзала по ул. Бобруйская и Ульяновская до Октябрьской улицы. Не обошёлся 1948 год и без потерь: линия, проходившая по проспекту Независимости от улицы Володарского до ул. Энгельса, была разобрана.

1949 год , год 20-летия минского электрического трамвая, стал не менее насыщенным событиями чем 1948. Была восстановлена линия по улицам Интернациональной, Максима Богдановича и Киселёва до ДС «Сторожёвка»; построена линия от проспекта Независимости по ул. Козлова, Змитрока Бядули и Первомайской до пересечения с улицей Энгельса. Также была разобрана просуществовавшая только один год линия по улице Энгельса, и линия по проспекту Независимости (от пр. Машерова до ул. Энгельса).

В 1950 году  было открыто движение по новой, почти 3,5 километровой линии, проходящей от площади Змитрока Бядули по улицам Козлова и Долгобродской до ДС «Тракторный завод». В 1953 году эта линия была продлена по улице Долгобродской и Партизанскому проспекту до ДС «Автозавод».

Также в 1950-х — 60-х годах существовала линия, которая проходила от пр. Независимости по ул. Петруся Бровки до располагавшейся там железнодорожной ветки.

В 1954  завершилось строительство линии по пр. Машерова от проспекта Независимости до ул. Максима Богдановича, с заходом на последнюю. В 1955  была построена линия по ул. Мясникова от ул. Бобруйской до ул. Городской вал, а также разрушена линия по ул. Володарского, пр. Независимости, ул. Свердлова и Ленинградской до железнодорожного вокзала.

Основной моделью минского трамвая 1950-х стал усть-катавский КТМ-1 . 99таких трамваев эксплуатировались до 1975 года . С середины 1950-х до 1979 в Минске эксплуатировалось 46 рижских трамваев МТВ-82 . В конце 1950-х  — начале 60-х к списку моделей трамваев эксплуатировавшихся в Минске добавились два весьма редких вагона: ленинградский трёхдверный ЛМ-49 и киевский КТВ-55 . До наших дней в Минске сохранился ЛМ-49, который сейчас, в неходовом состоянии, находится на территории трамвайного парка и используется в качестве вагона музея.

В 1956 году  завершилась постройка разворотного кольца «Площадь Змитрака Бядули». Также в этом году была разобрана небольшая часть линии по проспекту Независимости от ул. Козлова до площади Якуба Коласа . Вместо неё построили линию по улице Красная. Следующий, 1957 год , стал одним из самых успешных для трамвая: были построены две почти 3-х километровые линии (первая от ул. Максима Богдановича по пр. Машерова, ул. Даумана и Старовиленской до ДС «Озеро», а вторая от пл. Якуба Коласа по одноимённой улице до ДС «Волгоградская») и 2,5 километровая линия от ДС «Опанского» по ул. Короля, Дрозда, пер. Тучинского и ул. Тимирязева, до ДС «Радиаторный завод», которая располагалась в районе пересечения с улицей Сапёров. Также была уничтожена линия от площади Якуба Коласа до парка Челюскинцев по проспекту Независимости.

В 1958  уничтожена ДС «Опанского». Разворачивавшийся на ней маршрут № 2 продлён до ДС «Радиаторный завод». В 1961  на пересечении ул. Мясникова и Городской вал открылась ДС «Республиканская». В том же году разрушена линия от Товарной станции по ул. Московской до ул. Мясникова.

Предположительно в 1964 году  была построена линия от переулка Тучинского по улицам Кальварийской и Ольшевского до ДС «Ольшевского», которая, по некоторым данным, располагалась в промежутке между домом № 29 и проспектом Пушкина. Линия была полностью закончена и готова к эксплуатации. Тем не менее пассажирское движение по ней открыто не было, и в скором времени линия была разобрана.

В 1965 году  линия по ул. Якуба Коласа была продлена по ул. Логойский тракт до ДС «Зелёный луг». Также взамен разобранной линии по улицам Кальварийская и Романовская слобода построена линия по ул. Короля.

В 1967 трамвайный парк, вынужденный в течение 15 лет соседствовать в одном помещении с троллейбусным, переехал в новое, отдельное здание на улице Ботанической. Старый парк, на пересечении проспектов Машерова и Независимости, был полностью отдан под троллейбусы, вплоть до 2006 года , когда было принято решение о его переносе на новую территорию в Уручье. В ближайшее время на старой территории планируется масштабное строительство, ну а пока там располагается платная автостоянка.

В течение 15 лет после этого события расширение трамвайной сети в Минске не производилось. Наоборот шло её активное уменьшение: так, в 1967 году  была разрушена линия по улицам Максима Богдановича и Интернациональной, в 1969  — от ул. Мясникова по ул. Короля, Дрозда, пер. Тучинского и ул. Тимирязева до ДС «Радиаторный завод», в 1975  — по ул. Мясникова от ул. Бобруйской до ДС «Республиканская». Единственным расширением сети в то время является открытие в 1975 году ДС «Площадь Мясникова».

Наконец в 1982 году была построена небольшая линия от ул. Первомайской по ул. Чапаева и Платонова до ул. Козлова. Первого «большого» строительства пришлось ждать ещё 3 года: в 1985 трамвайная сеть Минска увеличилась на 4 километра — открылось движение на участке от Партизанского проспекта по улицам Плеханова и Якубова до ДС «Серебрянка».

В середине 80-х были утверждены планы строительства линии в микрорайон Чижовка , от ДС «Автозавод» по ул. Кабушкина и Ташкентской, и линии от ДС «Площадь Мясникова» по улицам Клары Цеткин и Кальварийской. Но проведение перестройки , а после и развал СССР помешали осуществлению этих планов.

В 1989 линию по пр. Машерова (от ул. Куйбышева до ул. Даумана) перенесли на выделенное полотно. В 1990 , в связи с началом строительства метро, было остановлено движение на линии по Партизанскому проспекту. Первоначально предполагалось восстановить трамвайное движение после окончания строительства, но вскоре от этих планов было решено отказаться и линия была разобрана.

С 1966 года основным трамваем Минска был рижский РВЗ-6 и его модификации РВЗ-6М и РВЗ-6М2. Всего в Минске было 268 таких вагонов. В 1979 — 91 годах РВЗ-6 был единственным трамваем Минска. Вывод этих вагонов из эксплуатации начался в начале 2000-х годов и окончательно завершился к концу 2008 года .