Совместное производство современных трамвайных вагонов

Трамвай 62103 Белкоммунмаша

В Рижской думе прошла встреча депутатов и транспортников с главным инженером минского завода «Белкоммунмаш» и членами правления Рижского вагоностроительного завода. Тема — совместное производство современных трамвайных вагонов.

Минчане предложили доработать под европейские требования созданный ими недавно вагон с переменным уровнем пола АКСМ-843 и производить до 20 таких трамваев в год.

Почин хорош — нашей «Вагонке» давно пора заняться приличным производством. Тем более что в эпоху кризиса новые западные вагоны для многих городов стали неподъёмными, а, как сообщил член правления РВЗ Лазарь Райзберг, Рига может получить порядка 150 новых рабочих мест.

По приблизительным подсчётам, стоимость одного такого собранного в Риге вагона может составить порядка 1,6 миллиона евро против 2,6 миллиона за новую чешскую «Шкоду 15Т». Но белорусский состав длиной лишь 25 метров, тогда как «Шкода» — 31 метр. И, соответственно, в «чеха» публики войдёт больше 320 человек при максимальной давке, а в «белоруса» — 257. Зато сидячих мест у длинной «Шкоды» лишь 60, а у короткого АКСМ — 64.

По факту, минский вагон состоит из деталей известных западных производителей: двигатели «ВЭМ», редуктор «Флендер», тормоза «Кнорр-бремзе», колёсные пары «Бохум-ферайн». И дизайн приличный. Одна беда — пол высокий… Увы, высота пола в белорусском трамвае над тележками торцевых секций — 60 сантиметров, над центральной секцией — 45 сантиметров.

А у дверей пол низкий — 33 сантиметра. Но затем по салону начинаются ступеньки. К сожалению, подобный вагон Рига купить не может до тех пор, пока действует нынешняя редакция приложений к договору о делегировании полномочий Рижской думой «Ригас сатиксе», в которой сказано, что во всех транспортных средствах должен быть только низкий пол.

Тут есть, впрочем, два выхода. Первый — бюрократический: депутаты хоть завтра утром могут договор изменить, отменив обязательную низкопольность. Тогда, правда, претендовать на поставку трамваев в Ригу смогут со своими вагонами также российские Усть-Катавский и Петербургский трамвайно-механический заводы. И не факт, что РВЗ при таких конкурентах сможет предложить хорошую цену. Второй — технический: быть может, РВЗ и «Белкоммунмаш» смогут понизить уровень пола?

Как заверил глава «Ригас сатиксме» Леон Бемхен, в распоряжении РВЗ есть вся необходимая спецификация по техническим требованиям к трамваям для движения в Риге: совместный проект РВЗ и «Белкоммунмаш» — первый, который в изначальной опции гарантирует безотказную работу трамвая по действующим в Прибалтике ещё с советских времён нормативам с запасом: от –40 до +40 градусов по Цельсию при 100-процентной влажности.

Западные производители, узнав про подобный «сибирский» температурный перепад, шарахаются в стороны. И обещают работу трамвая лишь до 25 градусов мороза, но для Риги не редкость и более низкие температуры.

Так или иначе, РВЗ и «Белкоммунмаш» уже предварительно разделили обязанности: сборку вагона, устройство интерьера, а также сервисное обслуживание готов взять на себя РВЗ, а «Белкоммунмаш» собирается изготавливать тележки. Данное допущение удивило главу комитета Николая Захарова, так как в Минске ему говорили, что и тележки станут собирать в Риге.

Главный конструктор «Белкоммунмаша» Олег Быцко пояснил, что речь шла о тележках для других вагонов. Также г-н Захаров отметил, что в Минске, говоря о цене вагона, называли не 1,6 миллиона евро, а в два раза меньшие цифры. На что минчане заметили, что тогда речь шла о стандартном 15-метровом вагоне АКСМ-62103 — с низким входом лишь у средней двери.

Если у предложенной минчанами к совместному производству в Риге модели АКСМ-843 всё «срастётся», то первый испытательный вагон может появиться уже в середине 2011 года, а с конца 2011 — начала 2012 года должно начаться уже серийное производство.