Трамвай АКСМ-60102

Трамвай АКСМ-60102

Трамвай модели 60102 — односекционный, с двумя моторными тележками, трехдверный, с тиристорно-импульсной системой управления тяговыми электродвигателями постоянного тока. Предназначен для эксплуатации на трамвайных линиях с шириной колеи 1524 мм. Вагоны не могут эксплуатироваться по системе многих единиц.

Выпускается на ОАО «Белкоммунмаш» с 2001 года. ОАО «Белкоммунмаш» — предприятие, занимавшееся капитальным ремонтом троллейбусов с 1978 года.

С распадом СССР было решено начать выпуск троллейбусов собственного производства. Так в 1993 году появился опытный образец белорусского троллейбуса, известный нам как АКСМ-101.

Троллейбус получил проверенный временем кузов троллейбуса ЗИУ-9, однако высоковольтное оборудование было вынесено на крышу. Спустя 4 года, в 1997 году, на минских линиях появился троллейбус второго поколения – АКСМ-201. Но уже в 1998 году Белкоммунмаш представил сочлененный троллейбус третьего поколения АКСМ-333 с транзисторной системой управления, полностью низкопольный, без ступеней у всех четырех дверей, с непривычным округлым дизайном, вклеенными тонированными стеклами. Аналогичные троллейбусы в Украине и в России появились лишь 5-7 лет спустя.

В 2000 году увидел свет первый белорусский трамвай АКСМ-1М. С некоторыми изменениями к 2001 году он превратился в серийный трамвай АКСМ-60102, который выпускается и сейчас. Первый трамвай в ноябре 2001 года получило Трамвайное депо Минска, он работает под номером 030. На снимках — первый и третий выпущенные вагоны данной модели.

К концу 2010 года было выпущено более 150 вагонов. Трамваи данной модели в Беларуси используются в трех городах: Минске, Новополоцке и Витебске. В столице Беларуси они составляют основу парка – по состоянию на начало 2011 года около 80 процентов. Кроме того, трамваи эксплуатируются в нескольких городах России.

Каркас трамвая АКСМ-60102 – цельнометаллический, сваренный из стальных профилей коробчатого сечения. Как и у троллейбусов производства Белкоммунмаш, крыша и боковины трамвая облицованы цельнотянутыми листами оцинкованной стали. Передняя и задняя панели крыши (над сужениями кузова) выклеены из стеклопластика. Заявленный производителем ресурс кузова составляет 16 лет.Стекла вклеиваются в проемы каркаса.

Могут быть как прозрачными, так и тонированными. В Беларуси первые 7-8  лет поступали трамваи с прозрачными стеклами, затем стали появляться вагоны с тонированным остеклением. Лобовое и заднее стекла – панорамные. Вентиляцию салона обеспечивают форточки клапанного типа и три вентиляционных люка в крыше.

АКСМ-60102 имеет три двухстворчатые двери по правому борту. Каждая пара створок оборудована своим электромеханическим приводом. Двери – выдвижного типа, при открывании совершают плоскопараллельное движение наружу, полностью высвобождая для входа-выхода пассажиров широкий проем. На поворотной стойке привода двери смонтирована кулачковая муфта, препятствующая открыванию дверей во время движения.