Витебский трамвай

В последней части о Витебске — то, что не влезло в предыдущие три. Северная часть центра, трамваи, вечерний город и в заключение Витебский мартиролог — рассказ об утраченных памятниках, которых тут в разы больше, чем уцелевших и воссозданных.

Продолжим прогулку там, где остановились в конце прошлой части — вверх по улице Ленина. Где-то в полукилометре от Рыночной площади — еще одни городские ворота:

В сторону Двины отсюда тянется небольшой парк, с одной стороны которого домики Старого города, а с другой хрущовки. Полное ощущение, что здесь когда-то была городская стена.

За воротами — старинное предместье со смешным названием Песковатик (изначально Песья поляна) и домиками уездного вида:

Здесь же большой базар. Обратите внимание на «кукурузину», торчащую из-за сталинки — оригинальная советская общага :

А еще… О войне в Белоруссии не забыть нигде.

Кварталы советского Витебска за улицей Ленина тоже по-своему колоритны:

Где-то здесь (Доватора, 7) затеряно здание поземельно-крестьянского банка (1917), занятого ветеринарной академией — пожалуй, самая интересная старая гражданская постройка Витебска, явный претендент на «лучший образец модерна в Белоруссии». Увы, я его так и не нашел.

Зато совершенно случайно набрел на вот эту церквушку, явно перестроенную из чего-то советского:

Понравился медиснтитут — обратите внимание на опоры крытого перехода:

И на инсталляцию:

В общем, на этом и закончим прогулку. Но не рассказ о городе вообще.

Еще в 2007 году меня очень впечатлила Витебская телевышка — надо сказать, что я тогда первый раз увидел вышку в виде корабельной мачты. С тех пор я подобных сооружений повидал немало ( Архангельск ,  Оренбург ), в том числе сверхвысокую телевышку в Виннице (354м, на момент постройки высочайшая в мире), и в общем перестал обращать на них внимание. Но Витебская, высотой 245 метров, кажется мне самой красивой телевышкой, что я когда-либо видел:

В принципе, у нее есть двойник в Гродно — но в мой приезд Гродненская вышла была скрыта туманом. К тому же, Витебская расположена эффектнее — на холме Юрьева горка в Задвинье, поэтому видна в центре почти отовсюду.

Другая достопримечательность Витебска — трамваи. Во-первых, это одна из первых трамвайных систем Российской империи (1898), а во-вторых одна из двух полноценных систем городского трамвая в Белоруссии, наряду с Минском. Еще трамваи есть в Мозыре и Новополоцке, но там они только связывают город с промзоной. А в Витебске — полноценный городской транспорт, причем на окраинах трамвайных путей больше, чем в центре.

Значительную часть парка составляют раритетные РВЗ, выпускавшиеся в 1960-87 годах. В большинстве российских городов такие трамваи давно ликвидированы (зачастую вместе со всей системой), а здесь… Днём, гуляя по центру, я видел такой всего один раз в Задвинье, зато рано утром из окна маршрутки на окраинах только их и наблюдал. Чем это объяснить, не знаю — время, место или совпадение?

Немного погулял я и по вечернему Витебску — вообще, у меня такое получается только зимой, когда темнеет рано, в светлое время года у меня к наступлению темноты обычно просто кончаются силы. Говорят, в Витебске очень хорошая подсветка в периоды праздников (например, во время «Славянского базара» летом или от католического Рождества до Старого Нового года), но мне повезло несколько меньше.

Еще в сумерках очень понравились светящиеся орнаменты напротив «Славянского базара»:

Вечерний Старый город:

Специальной подсветки на узких улочках вроде и нет — просто ярко горят фонари, а снег отражает. Впечатление очень уютное:

Жаль, не подсвечен Успенский собор. Хотя без подсветки в нём тоже что-то есть — маячит в перспективе улицы, как призрак утраченных храмов:

Улица с универмагом, ведущая к Кировскому мосту — очень футуристично:

Благовещенская церковь и городские огни:

В общем-то, этим кадром и закончилась моя прогулка по Витебску — у другого конца моста меня ждала гостиница «Двина». Но напоследок попробую рассказать о Витебске, который мы потеряли.

Масштабы утрат в этом городе запредельны даже по советским меркам. Фактически, еще 50 лет назад Витебск мог бы считаться красивейшим городом Белоруссии — проигрывая Гродно в гражданской архитектуре, он превосходил его количеством и красотой своих храмов. «Виленское барокко» вполне можно было бы назвать и «витебским барокко» — оно и зародилось на Витебщене (Глубокое), и именно в Витебске был лучший и самый цельный его ансамбль. До Революции панорама Витебска была такой:

Вот это — район Благовещенской церкви. Огромный пустырь вокруг нее совсем не случаен:

Слева направо: Фарный костел (точных дат не нашел, но архитектура необычная — передний фасад в стиле сарматизма, зданий — «виленское барокко», то есть вероятно 1730-40-е годы), Благовещенская церковь (так она выглядела к моменту сноса), Воскресенская церковь и Ратуша на заднем плане, Доминиканский костел Святого Михаила (1771) и Большая синагога «Хабаднице» (1830-е) — удивительно хотя бы присутствие трех храмов разных конфессий на одной площади.

Отдельно стоит сказать про синагогу, ставшую главным домом Хабада — хасидского течения, зародившегося в местечке Люббавичи на Витебщине. О том, кто такие хасиды, я уже кратко рассказывал здесь , повторяться лень. Хабад стал одним из крупнейших течений хасидизма, а в современном мире — пожалуй, наиболее влиятельным и богатым. Даже странно, почему они до сих пор не проспонсировали воссоздание синагоги.

Другие храмы стояли близ Старого города. На площади у «Славянского базара» в 1731-51 годах был построен иезуитский костел Святого Иосифа с коллегиумом (известен с 1637 года), в 19 веке переданный православным как Николаевский собор и получивший грушевидный купол.

На Рыночной площади помимо Воскресенской церкви был еще и монастырь Бернардинцев с костелом Антония Падуанского (1737-61), сама же площадь выглядела так:

А на месте «Витебского биг-бена» находилась Духовская церковь одноименного монастыря — сильно перестроенная, в своей основе она имела храм, заложенный еще Ольгердом.

Барочный храм был даже в Задвинье — Петропавловская церковь (1780):

Причем по своей пластике это была явно одна из лучших витебских церквей:

Кроме того, в Старом Витебске было множество деревянных храмов — иногда говорят даже о специфической «витебской архитектурной школе» деревянного зодчества. Например, Ильинская церковь в Задвинье (1624 или 1746), сгоревшая еще до Революции (1904):

В первоначальном виде она могла выглядеть так — почти Скандинавия:

Или Троицкая церковь  Маркова монастыря (1691), расположенного также в Задвинье, но примерно в трех километрах от центра. Марков монастырь — вообще место с богатой историей: по преданию, его еще в 14 веке основал некий Марк, построивший часовню, где вскоре стали собираться его единомышленники. В 1579 году монастырь был закрыт, а в 1633 возрожден. Монастырь имел две церкви — Троицкую и Покровскую, соответственно каменную и деревянную. Каменная даже сохранилась до наших дней, а сама Марковщина — колоритный фабричный район 1920-30-х годов. Впрочем, я туда всё равно не успел, да и ради сохранившйеся церкви бы не поехал. А утраченная Троицкая церковь действительно своеобразна, особенно оформление ее галереи.

Также известна Троицкая Черная церковь на Песковатике (1761) — более простая, чем предыдущие две, но тоже очень самобытная:

Вообще, белорусское деревянное зодчество по сравнению с украинским довольно примитивное — видимо, сказывается то, что здесь издавна была развитая городская культура. «Витебская школа» на общем фоне выделяется резко — впрочем, не могу отделаться от чувства, что здесь присутствует украинское влияние.

…Но с некоторых ракурсов город почти тот же, что и сто лет назад:

Среди известных мне губернских городов случай Витебска в общем не единичен. Также утратили почти все свои храмы Архангельск ,  Вятка ( Киров ), Петрозаводск, Екатеринбург , а Симбирск (Ульяновск) как «родина Ленина» и вовсе потерял все храмы до единого. В уездах таких примеров еще больше. Именно поэтому отказываюсь верить, что всё это было последовательной антибелорусской политикой СССР. Белоруссия от «культурной революции» пострадала сильнее всего из 15 республик, но если сравнивать по областям, то в России, Восточной Украине, Северном Казахстане найдется немало отдельных регионов, пострадавших так же сильно, как Витебщина или Могилёщина.

Но интересно другое — на месте большинства снесенных витебских храмов ничего так и не было построено. То есть большую часть утраченного можно воссоздать. Наверное, сами храмы будут «уже не те» — но как минимум вернется уникальная панорама Витебска с его белыми башнями, похожими на застывшее пламя.

И напоследок — одна цитата, которую я увидел в » Витебской энциклопедии «. Еще одно подтверждение того, что события прошлого не стоит мерить современной меркой.

» Ровно полтора месяца заняла подготовка взрыва. Но зато взрыв превзошел все ожидания. Взрыва в привычном понимании вообще не было. Только гул и трескотня сыплющихся сверху кирпичей. Дом, о котором заботились власти, не только не пострадал — не вылетело, не треснуло ни одно стекло, даже в окнах, выходящих на собор. Храм просто осел, издав протяжный стон, и превратился в груду кирпичей. Именно кирпичей, а не обломков стен. И вот я стою у огромной кирпичной кучи и, честно сознаюсь, любуюсь своей работой, тем, как красиво взорвано: подъезжай машиной и прямо из этой кучи бросай кирпичи в машину. Подходили откуда-то появившиеся люди и тоже выражали свое удивление и восхищение «чистотой» работы. Особенно поражались тому, что дом стоит как ни в чем не бывало, и что церковь превращена не в развалины, а в исходный строительный материал — кирпичи. И никому, мне в том числе, в голову не пришло, что на этом месте был шедевр архитектуры и место духовного общения людей с Богом. Забыв об этом, мы любовались горой кирпичей. «