Поставка немецких трамваев в Белоруссию

 

Среди белорусской общественности до сих пор не утихают споры вокруг планов поставки в Минск 100 подержанных немецких трамваев. В основном оценки носят эмоциональный характер, однако, пожалуй, никто не оспаривает то, что старая германская техника значительно превосходит по качеству вконец изношенные рижские «гробы». А вот что касается конкретных фактов и цифр, связанных с приобретением германских машин, никто их не приводит.

Недавно главный инженер столичного транспортного коммунального унитарного предприятия «Минскгорэлектротранс» Ростислав ЮРЕНЯ в беседе с корреспондентом газеты «Рэспублiка» пролил свет на некоторые «белые пятна», связанные с приобретением и эксплуатацией в столице трамваев из город Карсруэ.

В первую очередь он опроверг слухи о том, что техника досталась минчанам «не за просто так». Действительно, немцы белорусам трамваи подарили (пока их три из перспективных ста). Однако доставка и подготовка к эксплуатации в отечественных условиях потребовала определенных затрат. Так, по словам Ростислава Юрени, доставка вагона длиной 26 метров обошлась в 18.000 долларов. 8 миллионов рублей потрачено на оформление каждого вагона. Отдельная статья расходов — изготовление оснастки, оборудования для перевода машин на белорусскую рельсовую колею. В итоге стоимость одного трамвая, как утверждает главный инженер «Минскгорэлектротранса», оказывается в пределах 30.000 долларов.

Дальше Ростислав Юреня приводит следующие расчеты. «Однозвенный белорусский трамвай стоит 241 миллион рублей, цена трехзвенного — 820 миллионов рублей, или более 410 тысяч долларов. За эти же деньги, посчитать легко, мы получим 13 немецких трамваев. Трехзвенных, каждый из которых может перевозить 300 человек».

Кстати, по расчетам специалистов, городу в 2003 году выделены деньги на покупку всего пяти белорусских трамваев. Если финансы и в будущем будут давать в подобных объемах, то на замену устаревших машин в Минске уйдет 20 лет. Разумно ли ездить на допотопных рижских «развалюхах» (а их 100 из имеющихся в депо 154) это время, когда немецкая техника, хоть и подержанная, обеспечит достойный уровень комфорта, причем за меньшие деньги, на протяжении десятка лет? К тому же никто не отказывается от машин «Белкоммунмаша», но они, к сожалению, не по карману городскому бюджету. Отсюда малые объемы закупок.

Кстати, по словам заместителя директора трамвайного депо по эксплуатации Анатолия ЛАПКО, сказанным в интервью все той же газете «Рэспублiка», эксплуатация немецких трамваев в минских условиях показала, что старая импортная техника надежна, проста в эксплуатации и обслуживании. Впрочем, до чешских машин ей далеко, но белорусским «не уступает ни в чем».

Вот такие раскладки. Несмотря на то что дареному коню в зубы не смотрят, даже при ближайшем рассмотрении нередко оказывается, что «зубы» эти, как и весь «конь», не в самом плохом состоянии.

СПРАВКА «АБw»

В настоящее время 65% подвижного состава минских трамваев выслужило все сроки и исчерпало свои технические возможности. В 2002 году сгорело 43 трамвайных двигателя, в бюджете города нет денег на покупку новых.