Из истории электрического трамвая

Трамваю в постсоветском пространстве уже более ста лет. Его история начинается с XIX в. Кратко рассмотрим начальный период появления электрического трамвая в Российской империи в некоторых городах.

Перед появлением электрического трамвая, существовал в Российской империи трамвай на конной тяге. В начале 90-х гг. XIX в. во всех странах Европы и Северной Америки уже стало ясно, что конная тяга несовершенна, начались поиски других вариантов, более эффективных: появились трамваи не только на паровой тяге, но также на газомоторах, сжатом воздухе, электрических аккумуляторах, кабельные (канатные) трамваи, а также различные модификации электрической тяги (с нижним и верхним токосъемом, с третьим рельсом и подземным канальным токосъемом и т.д.). В Российскую империю из Европы стала внедряться лишь электрическая тяга с верхним токосъемом.

Киев стал первым городом Российской империи, в котором стал функционировать электрический трамвай. В 1889 г. инженер А.Е. Струве предложил построить трамвай с электрическим двигателем. 2 мая 1892 г. было проведено успешное испытание первой электрической линии киевского трамвая длиной 1,5 км. 3 июля 1892 г. электрический трамвай начал функционировать.

Идеи о трамвае уже давно витали. Первые попытки что-то подобное создать были и раньше. Например, первая пассажирская линия конного трамвая была открыта 25 июня (7 июля) 1872 г. Но похожий на современный нам трамвай появился в Москве лишь 7 апреля 1899 года, когда был пущен электрический трамвай.

Московский трамвай достиг наивысшей точки развития в 1934 году. Тогда он ходил не только по Бульварному кольцу, но и по Садовому. Последнее обслуживалось трамваем маршрута Б, который потом заменили одноименным троллейбусным маршрутом. В сутки трамваем тогда перевозилось 2,6 млн человек в день при населении города около четырех миллионов. Существовали даже грузовые трамваи, развозившие по городу дрова, уголь и керосин. Однако с появлением метро в 30-х, а потом и троллейбуса в 40-х гг., началось сокращение трамвайных путей.

Путь от задумки до реализации томского трамвая был проделан длинный. Долгое время висела в небытие мысль о собственном трамвае в городе Томске. Однако были напрасны потуги тех, кто пытался сделать возможным появление трамвая в сибирском городе.

Впервые задумка о трамвае появилась в 1899 г., а затем в 1903 г. Но власть тогда не особо стремилась что-то кардинально менять. Более существенным стала заявка 17 сентября 1907 г. на строительство электрического трамвая от томских энергетиков. Однако опять местная власть лишь переговорами да обсуждениями занималась. В 1914 г. все же пришли к тому, что начали определять трамвайные маршруты, но война все спутала.

Лишь во второй половине 40-х гг. XX в. наконец-то стало осуществляться то, что было вожделенным еще пятьдесят лет тому назад. Работы по прокладке путей для трамвая проводились в 1947-1948 гг. А уже 1 мая 1949 г. был пущен первый томский электрический трамвай.

Приложение. Первые электрические трамваи, открытые в Российской империи (даты по старому стилю)

Город (современное название) — дата открытия движения

Нижний Новгород — 8 мая 1896 г.

Екатеринослав (Днепропетровск) — 14 июня 1897 г.

Елизаветград (Кировоград) — 13 июля 1897 г.

Севастополь — 12 сентября 1898 г.

Орел — 3 ноября 1898 г.

Лодзь — 11 декабря 1898 г.

Житомир — 22 августа 1899 г.

Либава (Лиепая) — 26 сентября 1899 г.

Казань — 18 ноября 1899 г.

Кременчуг — 29 ноября 1899 г.

Гельсингфорс (Хельсинки) — 4 сентября 1900 г.

Екатеринодар (Краснодар) — 11 декабря 1900 г.

Ярославль — 17 декабря 1900 г.

Смоленск — 7 октября 1901 г.

Ростов-на-Дону — 20 декабря 1901 г.

Использованные текстовые материалы и фотографии:

1. История Киева и его трамваев http://varjag-2007.l…com/444225.html

2. История московского трамвая http://www.opoccuu.com/moscowtram.htm

3. История сибирского транспорта: Дайджест краеведческой информации. — Томск, 2005.

4. Московский трамвай http://dedushkin1.li…com/172050.html

5. Панов А.М. Киевская энергетическая система. — К., 1982.

6. Тархов С.А. История московского трамвая. — М., 1999.