Как пассажир пассажиру.

И этой зимой тоже поездил на общественном. Нет, заводилась. Но через неделю надоело по утрам менять аккумулятор на тёплый, то и дело соскребать своё заиндевевшее дыхание со стёкол (даже при включённой печке) и ползти черепахой по заснеженным дорогам. Так что, когда обмёрз газовый редуктор, а, похоже, что и карбюратор, я не стал настаивать. Нашёл в шифоньере пуховик, поддел под джинсы трико и пошёл на остановку.

Теперь снова в теме: сколько стоит, на чём возят… За неделю даже на троллейбусе покатался. В первый же день. Стоял, наивно ждал полупустую маршрутку, ждал. Думал: вот сейчас народ разъедется… Фиг там. А рабочий день уже идёт. В конце концов, полез в троллейбус. Хоть он мне и не совсем подходит. На Карла Маркса пересел на автобус «тройку».

А вообще транспорта навалом. Маршрутки снуют косяками. В этой роли у нас сплошь HYUNDAI COUNTY сборки таганрогского автозавода. Газелей-маршруток уже практически не видно. Ну разве что иногородние залетают. Форды и Мерседесы – былые конкуренты Газелей – эти ещё встречаются. Но тоже уже не густо. Оно и понятно. Сколько мест в Газели и сколько в Хундае. А если набиться… Правила насчёт только сидячих никто ж не соблюдает. Ехать нужно всем. И ехать в полный рост в Хундае – это вам не на полусогнутых или на чьих-то крепких коленях, как бывало в Газелях. Так что, прости, ГАЗ. HYUNDAI COUNTY HYUNDAI COUNTY

Большие автобусы. Много Лиазов. С прошлых времён сохранились крепыши: Скании, Мерседесы, Маны… Так, остатки. Попадались на глаза свеженькие, незнакомые ранее автобусы МАЗ. Ещё из относительно нового — это симпатичный РоАЗ 5236. Автобус, как сказано в Википедии, разработан на Украине и доразработан в Германии. Собирает наш Ростовский автобусный завод. Кто не знает, то это, как и ТАГАЗ, предприятие «Донинвеста». РоАЗ работает с 2008-го у нас в Нахичевани. Конкретней, на территории бывшего завода «Красный Аксай». «РоАЗ 5236 разработан для удовлетворения нужд городского пассажирского транспорта Юга России. И с прицелом на олимпийские игры в Сочи».

автобус ЛиАЗ-5256 автобус РоАЗ-5236 автобус РоАЗ-5236 и ЛиАЗ сзади

Парк ростовского, чуть было не загнувшегося в конце 20-го века, троллейбусного транспорта – это в подавляющем большинстве ветераны из племени ЗиУ (Завод Урицкого, г.Энгельс) и их молодые соплеменникии Тролза. Видел несколько копий автобуса ЛиАЗ, только с «рогами». Говорят, это новое ростовское приобретение. И ещё появились непривычного очертания белорусские AKCM-321. Википедия рассказывает, что в штучных у нас значатся волгоградские ВМЗ, чешские Шкоды и днепропетровские ЮМЗ.

троллейбус ЗиУ-682 троллейбус Тролза-5264 троллейбус ЛиАЗ-5280 троллейбус АКСМ-321

Трамваи. Традиционно у нас работают разновозрастные модели чешских Татр и КТМ-ов Усть-Катавского вагоностроительного завода. Два интересных факта, сообщённых Википедией. Ростовский трамвай – единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи – 1435 мм. (Это потому, что ростовский трамвай, которому в этом году исполнилось 110 лет, был запущен на базе конки, существовавшей в Ростове с 1887 года. Владело конкой Бельгийское акционерное общество.) Ну и второй факт. Ростов-на-Дону – первый город в СССР, где начали эксплуатироваться чехословацкие «Татры». О как. О как.

трамвай КТМ-5 трамвай КТМ-19КТ трамвай Татра Т6В5

О тарифах на проезд. В июле 2011 года произошло очередное повышение. Теперь проезд в трамвае и троллейбусе стоит 10 рублей. В автобусе платим 12.50. С пенсионеров и школьников берётся половина. Маршрутки подорожали с некоторой задержкой. Что-то там уточнялось вроде бы Прокуратурой. И ещё два месяца мы платили в маршрутках по 14 рублей. Но с сентября уже по 17. Вот интересная табличка «История изменения тарифов на проезд в городском транспорте Ростова-на-Дону» (взята на сайте городского транспорта — http://www.rostovgortrans.ru/ ) В 97-м за проезд мы отстёгивали по целой тыще тогдашними «керенками».

Теперь оплачивать проезд можно и транспортными картами (кроме маршрутки). Возле кабин прикручены «коробочки, куда совать». На крупных остановках с прошлого лета торчат терминалы для пополнения транспортных карт. Ни разу не видел, чтоб кто-то этой самой картой воспользовался. А терминалы на остановках, похоже, интересуют только блоггеров и вандалов с баллончиками краски. Ясный перец, наличка – это возможность для водителя немного стырить. Ну а коли стырить, стало быть, и поделиться с кем надо. От внедрения безналичной системы оплаты кто-то тоже что-то поимел. У нас же всё в первую голову для этого и внедряется.

Что не понравилось. Не понравилось входить через переднюю дверь. Понятно, что это для поголовной оплаты. (Кондукторов давно нет.) Но это дело так затягивает посадку. Помнится, оплачивая при выходе, выскакивали быстрее. И вообще, ощущение такое, что спешат только маршрутки. Автобусы подолгу стоят на больших остановках. Троллейбусы на любых. Про трамваи вообще молчу. Прошлым летом довелось прокатиться. Не для слабонервных. Мало того, что по нашим рельсам быстро не поедешь. Так ещё и на остановке, как станет… Прям, не средство передвижения, аллея лавочек в парке. Сиди, жмурься на солнышко.

До кучи нынешние цены на ростовских заправках. На Эксоне традиционно дешевле всего. 92-й – по 25.68. Это заправка на Вересаева. Вчера в чеке увидел, что этот Эксон не настоящий. ИП Тимченко О.В. франшизу приобрёл. Но вообще на всех Эксонах цена одинакова. Да ещё эта фишка с копейками. Не 25.70, а 25.68. На заправках ТНК цены средние. Обычный (не «Пульсар») 92-й давно устаканился в районе 26.20. А пропан-бутан дешевле на Великоруси. В «первоисточнике» на Западном, наверное, копеек на 10-20 дешевле дешёвого. Но я в тех краях не бываю.