Казанский трамвай: куда направлена стрелка?

Столичные электротранспортники пока не планируют повышать стоимость билетов на трамвай и троллейбус, но в их планах – одеть своих водителей в униформу. Об этом стало известно на пресс-конференции с руководителями муниципального унитарного предприятия «Казгорэлектротранс».

У работников электрического транспорта есть выражение: трамвай – это лицо города. Понятно, почему за эталон взят трамвай, а не троллейбус: первый функционирует в Казани уже почти 105 лет, второй – 55. Но еще два года назад столичное производственное объединение «Горэлектротранспорт» (таково прежнее название сегодняшнего МУПа) находилось в состоянии банкротства. Финансовое положение предприятия было аховое, работники месяцами не получали зарплату, трамвайно-троллейбусное и электросетевое хозяйства дышали на ладан. В среднем с десяток раз в день фиксировались обрывы контактных электросетей. В итоге собирались длиннющие «караваны» простаивающего электротранспорта, а раздраженные пассажиры были вынуждены прибегать к другим средствам передвижения. А кто является пользователями трамваев и троллейбусов? На 80 процентов – льготная категория населения. Оставить пенсионеров и инвалидов без доступного социального транспорта – позор для властей…

Сегодня вышеназванное количество обрывов случается не за день, как раньше, а за неделю, поскольку за два года отремонтированы сто километров электропроводов, все трамвайные пути и стрелки в центре столицы. Впервые в истории предприятия на его базе создан собственный участок по замене рельсов. Кроме того, зарплата на предприятии выдается вовремя (к тому же выросла в среднем до 4780 рублей, хотя только в прошлом году составляла всего 2300 рублей) и налоговые долги выплачены. Если до 2001 года о доходе речи не велось, то в обозначенном году он достиг семи миллионов рублей, а в нынешнем, по прогнозам, составит не менее 18-19 миллионов. С чего бы такой прогресс?

Два года назад в горэлектротранспорте на 95 процентов сменилась дирекция, не говоря уже о среднем персонале. Правительство республики и администрация Казани пошли навстречу новому руководству предприятия – погасили трехмесячную задолженность по заработной плате. Далее последовало значительное сокращение лишних работников – с пяти тысяч до трех. После чего приняли на работу 600 кондукторов (коих до этого в штатном расписании и не значилось, но благодаря которым значительно возросла выручка) и других необходимых сотрудников. Сейчас персонал «Казгорэлектротранса» насчитывает 4170 человек.

По словам генерального директора МУПа Асфана Галявова, мероприятия по энергосбережению позволили снизить потребление электроэнергии, благодаря чему удалось сэкономить в прошлом году 8 млн. рублей, а в этом – около пяти миллионов. За такие показатели предприятие даже наградили правительственным дипломом.

Чтобы увеличить доходную часть казны, «Казгорэлектротранс» приобрел в лизинг 20 автобусов, которые стали использовать на коммерческих маршрутах. Кроме того, руководство предприятия убедило начальников городского комитета по транспорту и связи в нецелесообразности использования сдвоенных трамвайных вагонов – второй вагон состава играл роль бесплатного прицепа. Дабы добиться прозрачности использования денежных потоков, было решено направить их на один расчетный счет – до этого каждая служба предприятия распоряжалась средствами по своему усмотрению.

В общем, многое пришлось сделать, чтобы реанимировать компанию. Экономили на всем, к примеру, сократили даже число используемых телефонных пар (с 200 до 150), отказались от аренды дополнительных помещений. Помимо прочего, перевели 12 электроподстанций на телерадиоуправление, тем самым сняли нагрузку на электросети. Сейчас планируется внедрить навигационную систему отслеживания движения транспорта, которая позволяет наблюдать на экране компьютера, где в данный момент дислоцируются автобусы или где произошло скопление троллейбусов.

Конечно же, невозможно в столь короткий период разрешить все проблемы электротранспортной сферы: до сих пор износ казанских троллейбусов составляет почти 90 процентов, трамваев – около 80. Благо хотя бы то, что за последнюю двухлетку было списано 93 аварийных трамвая и около 30 троллейбусов. И Казанское авиационное производственное объединение помогает: до Нового года обещает передать «Казгорэлектротрансу» 17 отремонтированных троллейбусных кузовов. И в прошлом году благодаря правительственной поддержке предприятие получило 19 трамвайных вагонов и 13 троллейбусов. В нынешнем – соответственно один и три. Немного. Однако в будущем году в республиканском бюджете намечен крен в сторону электротранспорта (подразумевается, что автобусами республика уже обеспечена), так что будут приобретаться именно эти средства передвижения.

В сентябре будущего года в столице Татарстана намечено провести всемирный конкурс водителей трамваев. И, как обещает Асфан Галявов, к тому времени все капитаны казанского электротранспорта будут обмундированы в форменную одежду. Эту акцию руководство «Казгорэлектротранса» приурочивает не столько к престижному конкурсу, сколько к тысячелетию Казани. Также планируется открыть несколько новых троллейбусных маршрутов, к примеру, по улицам Чистопольской, Чуйкова, Вишневского, до поселка Дербышки, от микрорайона Азино-1 до Советской площади.

Сегодня ежедневно на маршруты выходят в среднем 425 единиц электротранспорта. А всего в столичном электротранспортном парке 333 трамвая и 279 троллейбусов.