Кировский завод (Санкт-Петербург)

Завод был основан по указу императора Павла I от 28 февраля 1801 года , в котором повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод . Днём рождения завода считается 3 апреля 1801 года, когда на нём было отлито первое пушечное ядро .

В 1844 году на заводе начат выпуск железнодорожных рельсов .

C 1868 по 1880 год заводом владел российский предприниматель Н. И. Путилов , по фамилии которого завод получил наименование Путиловского . В этот период на заводе была пущена мартеновская печь , построена сталепрокатная мастерская, начато производство железнодорожных вагонов . В 1874 году образовано акционерное «Общество Путиловских заводов». В 1880-е гг. на заводе также началось строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев , а в 1894 году  — производство паровозов . В 1900 году Путиловский завод занял первое место по выпуску среди российских металлургических и машиностроительных заводов, а в Западной Европе уступал лишь заводам Круппа в Германии и Армстронга в Англии .

В январе 1905 года на Путиловском заводе началась забастовка , вызванная незаконным увольнением четырёх рабочих. Руководство забастовкой осуществляло « Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга » во главе со священником Георгием Гапоном . После того как руководство завода в лице директора С. И. Смирнова отказало бастующим в удовлетворении их требований, забастовка была перенесена на другие предприятия города. Исходом событий стало массовое шествие рабочих 9 (22) января 1905 года к Зимнему Дворцу с целью предъявить царю Петицию о рабочих нуждах . Шествие было встречено на подступах к Зимнему Дворцу и расстреляно воинскими подразделениями. Эти события вошли в историю под названием « Кровавого воскресенья » и послужили началом Первой русской революции 1905—1907 годов .

В 1910-х годах завод активно развивает судостроительное направление деятельности, рассчитывая получить крупные военно-морские заказы. В 1911 году на заводе спущен на воду эскадренный миноносец «Новик» , самый быстроходный корабль в мире в то время. В 1912 году основана отдельная производственная площадка — «Путиловская верфь», ныне ОАО «Северная верфь» . Во время Первой мировой войны на заводе производилась доработка закупленных в Англии броневиков «Остин» ; в 1916 году на базе этих бронеавтомобилей была разработана собственная модификация — « Остин-Путиловец » (собирался на заводе уже после Октябрьской революции , в 1918—1920 годах).

В феврале 1917 года на Путиловском заводе — крупнейшем артиллерийском заводе страны и Петрограда — работало 36 тыс. рабочих. Массовая забастовка рабочих Путиловского завода 18 февраля, переросшая 23 февраля (8 марта) 1917 года в демонстрации и митинги рабочих под лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!», привели к столкновениям с полицией и послужили началом Февральской революции в Петрограде.

В 1922 году , после национализации, завод получил новое имя — « Красный путиловец ».

В 1924 году на заводе проведены испытания первого советского трактора « Фордзон-Путиловец » и начато его серийное производство. До 1941 года на заводе было выпущено 125 тысяч тракторов «Фордзон-Путиловец» и (с 1934 года) тракторов «Универсал» .

До Великой Отечественной войны завод, кроме тракторов, выпускал паровозы и вагоны , двигатели для зерноуборочных комбайнов , мотовозы , легированную и нержавеющую сталь и прокат сложных профилей, железнодорожные краны , проходческие щиты для строительства Московского метрополитена , а также боевую технику — танки Т-28 и артиллерийские орудия . В конце 1920-х был налажен выпуск трамваев , которыми завод обеспечивал не только родной город , но и другие регионы. В 1933 г. на заводе была выпущена серия автомобилей Л-1 . (Автомобиль в дальнейшем доводился и строился на московском « ЗИСе »). 17 декабря 1934 года , через 16 дней после убийства С. М. Кирова , заводу присвоено название « Кировский завод ».

В 1939 году на Кировском заводе создан танк КВ и освоен его выпуск.

12,94 % акций принадлежат Ларисе Семененко, 5,21 % — Георгию Семененко, 78,41 % акций находились в номинальном держании Депозитарно-клиринговой компании .

24 октября 2008 года 18,42 % акций ОАО «Кировский завод» были куплены компанией «Ю Би Эс АГ», подразделением швейцарского банка UBS.

Предприятие производит тракторы и другие сельскохозяйственные машины, запасные части, металлопрокат, энергетические машины. Также предприятие выпускает оборудование для газовой и атомной отраслей, металлургическую, машиностроительную и прочую продукцию, некоторые виды энергии и др. Завод занимает 200 га практически в центре Санкт-Петербурга (есть разветвленная сеть подъездных дорог, выход к заливу — береговая линия 2 км), а также территорию в пос. Горелово , Красносельский район Санкт-Петербурга (Гореловская площадка — 300 га). По состоянию на 2010 года на предприятии работало около 6 тыс. человек.

ОАО «Кировский завод» — управляющая компания для около 30 дочерних обществ, в числе которых:

Оборот группы в 2010 году составил 11,321 млрд руб., чистый убыток 205 млн руб. (в 2009 году — чистый убыток 1,032 млн руб.) Тотальный износ оборудования, устаревшие технологии (мартеновские печи), а также отсутствие стабильного спроса на мощную сельскохозяйственную технику являются причиной относительно низкой рентабельности Кировского завода: в металлургии она составляет 8 %, в машиностроении — 6 %, с тенденцией к снижению.