Москвичка «Аннушка», или Столетняя история одного трамвая

В современной Москве трамваи едва ли можно назвать удобным средством передвижения. Слишком уж они медлительны, малы в размерах, неповоротливы и порой проводят в дорожных заторах больше времени, чем маневренные автомобили. На долю этого вида транспорта сегодня приходится около 5% перевозок пассажиров в столице. Москвичи едва ли могут позволить себе неспешное путешествие на трамвае «по ладоням больших голубых площадей» — слишком высоко ценится в столице время. Старинный транспорт неумолимо сдает позиции, уступая метрополитену в скорости, а личному автомобилю — в комфортабельности.

Однако трамвай, речь о котором пойдет ниже, возможно, переживет всех своих братьев по цеху. Он не быстрее и не комфортабельней других, но представить без него столицу, пожалуй, невозможно. И если «Аннушка» — трамвай маршрута «А»- когда-нибудь пропадет с транспортной карты города, станет очевидно: связь Москвы со своим славным прошлым потеряна навсегда.

Маршрут, по которому вот уже больше ста лет колесит трамвай «Аннушка», до сих пор называется «кольцо А», хотя на сегодняшний день кольцом его назвать никак нельзя.  Трамвай движется от Калужской площади до Чистых прудов, минуя станции метро «Шаболовская», «Тульская», «Павелецкая» Замоскворецкой и Кольцевой линий, «Третьяковская», «Новокузнецкая». Это все, что осталось от трамвайного пути, некогда опоясывавшего московское Бульварное кольцо.

А начиналось все в 1911 году, когда по улицам, ранее знакомым разве что с конкой, впервые прошел электрический трамвай. Тогда «кольцо А» начиналось от Яузских ворот и заканчивалось у Пречистенских, замыкаясь по Пречистенской, Кремлёвской и Москворецкой набережным. Вся красота златоглавой проносилась перед глазами пассажиров «Аннушки».

«За открытыми окнами вагона линии «А» шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве — мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлёвских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку…», — пишет об «Аннушке» Константин Георгиевич Паустовский, в юности работавший кондуктором на московском трамвае.

Вскоре вслед за маршрутом «А» появились и другие трамвайные «буквы». Например, трамвай Б, — «Букашка», — ездивший на всем протяжении Садового кольца, или «В», «Верочка», связывавшая по кольцу Таганку с районом Автозаводской. Однако «Аннушка» по-прежнему оставалась самой любимой среди москвичей.

«Мы предпочитали работать на «серебряной» линии «А»- на Бульварном кольце. Эту линию москвичи называли ласково «Аннушкой». Линия «А» была нарядная, театральная и магазинная. По ней ходили только моторные вагоны, и пассажир был иной, чем на линии «Б», — интеллигентный и чиновный. Расплачивался такой пассажир обыкновенно серебром и бумажками», — писал Паустовский.

Впервые маршрут движения «Аннушки» был изменен в 1931 году. Тогда его перенесли с Соймоновского проезда и Пречистенской набережной на улицы Волхонка и Ленивка. Уже в 1936 году «кольцо А» разомкнут, и путь трамвая уже никогда не будет прежним. Теперь «Аннушка» движется по Солянке и улице Разина (современная Варварка). Еще через пару лет начнется реконструкция мостов через Москву-реку, и кольцо разорвется навсегда. Теперь конечными станциями маршрута А будут Зацепская площадь и станция метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»).

В течение последующих 11 лет путь трамвая №А менялся почти ежегодно: то его продлевали по Зубовской и Большой Пироговской улицам до Клинической площади, то снова сокращали до Кропоткинской. В 1948 году маршрут был продлён до конечной остановки «Улица Десятилетия Октября» по Малой Пироговской улице, а спустя еще год трассу и вовсе перенесли на улицы Чехова и Большую Грузинскую до Тестовского посёлка (Шмитовский проезд).

Еще один крупный «переезд» в жизни «Аннушки» состоялся в 1953 году: маршрут перебрался на Цветной бульвар и Делегатскую улицу, по-прежнему следуя до Тестовского посёлка. Ещё через несколько лет были закрыты линии по Делегатской, Оружейному переулку и 3-й Тверской-Ямской улице, что снова повлекло необходимость переносить маршрут.

В 1991 году, — к тому времени трамвай ходил от Зацепы до метро «Кировская», — по просьбе Русской православной церкви было ликвидировано разворотное кольцо на Зацепской площади, проходившее вокруг церкви Фрола и Лавра. Вместе с кольцом было решено ликвидировать и «Аннушку». От легендарного трамвая почти за благо избавиться: а он, между тем, отпраздновал 80-летний юбилей.

Второе рождение «Аннушки» пришлось на празднование 850-летия Москвы. В 1997 году трамвайный маршрут, ставший настоящим символом столицы, был восстановлен — теперь он удлинился через Серпуховскую заставу до Октябрьской площади. По этому отрезку трамвай А курсирует и по сей день.

Конечно, сегодняшние пассажиры «Аннушки» не видят и доли того, что некогда открывалось взору пассажиров маршрута А. Из десяти московских бульвар трамвай проезжает лишь три. Тем не менее, на некоторых участках бывшего «кольца» никаких альтернативных маршрутов общественного транспорта не проложено до сих пор. Неудивительно — на крутом спуске Рождественского бульвара, например, согласно существующим нормативам, может работать только трамвай. Показателен в этом случае опыт европейских городов: в стремлении уберечь исторический облик центра с его узенькими улицами, не пригодными для оживленного автомобильного движения, Вена, Прага, Берлин обращаются к трамваям. Транспорт, постепенно становящийся достоянием прошлого, помогает сохранить следы истории. Возможно, и «Аннушка» сумеет еще послужить на благо своего города: надежда на то, что когда-нибудь ей вернут утерянный некогда маршрут, остается.