Путеводитель по трамвайной Москве… и не только!

«Всё чаще бывает так — свернёшь за угол, ещё раз свернёшь, выйдешь на сто лет знакомое место — да где ж это я?! <…> Симпатичный такой получается город. На том месте, где был мой. Честно говоря, новый мне нравится даже больше. Жаль только, что старого города не будет. Не будет уже никогда…» (Александр Кабаков)

«…Между тем Пингвиния богатела и процветала. <…> Столица приобрела, подобно всем большим городам того времени, облик космополитический и финансистский: в ней воцарилось безграничное, сплошное уродство. Страна наслаждалась полным спокойствием. Это был апогей. <…> Город разбогател и непомерно разросся. Дома всё время казались недостаточно высокими; их беспрестанно надстраивали, а новые возводили в тридцать — сорок этажей, и там громоздились одни над другими конторы, магазины, банки, помещения разных обществ; а под домами всё глубже и глубже рыли подземелья и тоннели. Пятнадцать миллионов человек работало в гигантском городе… » (Анатоль Франс. «Остров пингвинов»)

Этот сайт в основном посвящён Москве. Не всей Москве, разумеется, а лишь довольно небольшой, но тем не менее столь значимой её частице — московскому трамваю. Ибо трамвай — это не просто один из видов городского транспорта, как может показаться на первый взгляд: он обладает какой-то неосязаемой притягательностью, и улицы без него теряют свой уют и неповторимый облик. В Москве он знал и лучшие времена, и суровые «чистки» 40-х и 50-х годов, когда он чуть было не исчез с московских улиц. Но, как бы то ни было, электрический трамвай Москвы отметил свой 103-й день рождения и пока не собирается уходить на пенсию. Огромное количество информации о нём собрано на сайте «Московский трамвай», который непременно стоит посетить. А здесь вы познакомитесь с московскими трамвайные улицами и площадями, тихими переулками и оживлёнными автомагистралями, депо и мостами, узнаете кое-что об истории — и не только трамвая…

А поскольку всё, как известно, познаётся в сравнении, здесь же я рассказываю о том, как себя чувствует трамвай в современных европейских городах, ещё несколько десятилетий назад прошедших тот этап бурной автомобилизации, который ныне переживает российская столица. Вопреки расхожим представлениям, что трамваю не место в современном мегаполисе, в европейской и американской реальности всё намного сложнее. Там, где рельсы были выкорчеваны ещё в шестидесятых годах, ныне вновь бегут современные вагоны — как, например, в Женеве и Страсбурге, Лондоне и Манчестере; те же города, которые сохранили трамвайную сеть в центре, как, скажем, Прага, Вена, Мюнхен — продолжают её развитие в районы новостроек. В конце 2003 года новые трамвайные линии были открыты в Париже, Праге, Франкфурте, Женеве… Увы, Москва пока в отстающих. Неужели нам опять понадобится несколько десятилетий?

Ещё одна угроза для московского трамвая — это печально известная система АСКП, которая, по замыслу её создателей, была призвана повысить собираемость платы за проезд за счёт создания массы неудобств для пассажиров. Применить в трамваях принцип ограниченного входа через единственную дверь могли лишь недалёкие люди, никогда ими не пользующиеся и не подозревающие, что значительная часть московских трамвайных трасс проходит по середине проезжей части, а трамвайные вагоны не умеют обгонять друг друга. Трамвай с турникетом — это настолько нелепая и позорная комбинация, что у меня отсутствует всякое желание считать его настоящим трамваем. Если в результате внедрения турникетов такой «трамвай» проиграет в конкурентной борьбе другим, более удобным для пассажиров, видам транспорта и будет в конце концов ликвидирован, то я переживать не стану. Туда ему и дорога.

А теперь — некоторые технические подробности про московский трамвай. Все трамвайные линии Москвы — двухпутные, ширина колеи — стандартная российская железнодорожная (1524 мм, то есть ровно 5 футов). Электропитание осуществляется через контактный провод постоянным током с напряжением 550 В. Основу парка составляют чешские вагоны Т3, отечественные 71-608К, 71-608КМ и 71-619К. Кроме того, имеются единичные экземпляры вагонов иных типов. За дополнительной информацией можно обратиться на сайт «Московский Трамвай».

И наконец, но не в последнюю очередь: отдельный раздел этого сайта посвящён железнодорожной линии Бескудниково-Лосиноостровская, ещё относительно недавно существовавшей на севере Москвы. Впрочем, понятие «недавно» весьма относительно, и хотя я прекрасно помню те четыре года, когда я каждый день ездил по ней на электричке, в построенных на месте железнодорожных путей жилых домах уже успело вырасти новое поколение москвичей. Жизнь продолжается!

Последние обновления:

6 июня 2009 года. Как-то незаметно этому сайту исполнилось десять лет, самому не верится, что у меня хватило терпения… Добавлен небольшой рассказ о трамвае в швейцарском городе Невшатель. 17 января 2009 года. Добавлен подробный рассказ об одной из самых маленьких в мире трамвайных сетей, находящейся в австрийском курортном городе Гмунден. Даже такой небольшой город вполне в состоянии содержать трамвайную линию, прекрасно работающую в качестве реального, а не музейного транспорта. 3 февраля 2008 г. Добавлен рассказ о торжественной церемонии прощания с последней линией узкоколейного трамвая в Штутгарте — на смену ей пришёл современный трамвай нормальной колеи по той же трассе. 17 июня 2006 г. В Москве с трамваем ничего хорошего не происходит, поэтому продолжу рассказы про трамваи Европы. На сей раз речь пойдёт про не совсем обычный трамвай — подвесную монорельсовую дорогу германского Вупперталя. Эта старейшая в Европе (и единственная по сей день реально работающая в качестве общественного транспорта) монорельсовая система в реальности намного ближе к традиционному трамваю, чем к московскому монорельсовому убожеству. 5 января 2006 г. Поскольку в опубликованном несколько месяцев назад материале про старинный германский город Нойс я пропустил довольно большой участок, пришлось прогуляться по нему отдельно. Итак, две новых страницы: Южный мост и Рейнский парк. 4 декабря 2005 г. Обновлены страницы: Сокольническая застава, Олений вал, Большая Оленья улица — Большая Ширяевская улица. 7 ноября 2005 г. Ещё одно небольшое обновление — линия Симоновский вал — Восточная улица; точнее, то, что от неё осталось к лету 2005 года. Обновлена и страничка Новоспасский проезд — Симоновский вал. 31 октября 2005 г. Что-то масштабных обновлений на сайте давно не было, поэтому предлагаю взглянуть на его новый раздел про трамвай города Мюнхен. Всё-таки три десятка страниц этого раздела — это не так уж и мало. 2 октября 2005 г. Две новых странички: улица Стромынка и Матросский мост. 27 июля 2005 г. Небольшой материал посвящён довольно интересной трамвайной сети германского города Нойс (Neuss). Интересна она, в частности, тем, что формально не существует — городское трамвайное предприятие было закрыто в 1971 году, а оставшиеся линии обслуживает транспортная компания соседнего Дюссельдорфа. Чего только в мире не бывает… Список предыдущих изменений за 1999-2004 годы вынесен на отдельную страницу, дабы не занимать лишнее место.

Приводимая схема поможет Вам сориентироваться в расположении линий московского трамвая. Впрочем, можно обойтись и без схемы — перечень московских трамвайных улиц (не всех, а лишь тех, для которых подготовлены описания) приведён несколькими строками ниже.

«Аннушка» Новокузнецкая улица У метро «Новокузнецкая» (Садовнический проезд) Устьинский мост Яузские ворота Бульварное кольцо Центральная электростанция (часть 1, 2)

2. Центр — Запад.

Участок, закрытый с 30 октября 2000 года:

Кольцо «Шмитовский проезд» Шмитовский проезд Трёхгорный вал Краснопресненская застава Звенигородское шоссе Улица Сергея Макеева Звенигородское шоссе — Ваганьковский мост. Постскриптум. (4 ноября 2000 г.) Рекомендую также посетить раздел «Пресня» на сайте Сергея Соломонова.

Участок, закрытый с 26 мая 2002 года:

Кольцо «Ваганьково»(2000 — строительство) Кольцо «Ваганьково» (2002 — здесь оно было) Краснопресненское трамвайное депо (Часть 1, 2, 3, 4, 5) Ваганьковский путепровод (Часть 1, 2) Беговая улица (Часть 1, 2) Проезд вдоль стадиона Юных Пионеров

Участок, закрытый с 25 декабря 2004 года:

Кольцо «1-й Боткинский проезд» (2002 — строительство) Кольцо «1-й Боткинский проезд» в действии 1-й Боткинский проезд Ленинградский проспект (часть 1, 2, 3, 4 )

Лесная улица — Палиха Район метро «Новослободская» Сущёвская и Тихвинская улицы Площадь Борьбы — улица Образцова — Минаевский переулок Трифоновская улица У метро «Проспект Мира» Улица Гиляровского — улица Дурова — Самотёчная улица Самотёчная улица — улица Достоевского

Участок, закрытый со 2 ноября 2002 г.

Кольцо «Улица Двинцев» Улица Двинцев — Тихвинская улица От Тихвинской улицы до улицы Двинцев. Постскриптум. (3 ноября 2002 г.)

Проспект Мира — Протопоповский переулок — Каланчёвская улица Комсомольская площадь Краснопрудная улица Красносельский путепровод Нижняя Красносельская улица — Ольховская улица Бауманская улица Русаковская улица Стромынка Сокольническая застава Олений вал Большая Оленья улица — Большая Ширяевская улица Богородское шоссе — Богатырский мост

Большая Калитниковская улица Чесменская улица Новоконная площадь Перекладка путей на Большой Калитниковской улице (октябрь-ноябрь 2001) Октябрьское трамвайное депо Абельмановская застава — Большая Андроньевская улица Курский вокзал — Костомаровский мост — Андроньевская площадь Сыромятнический тоннель Набережная академика Туполева — Елизаветинский переулок Старокирочный переулок — Госпитальная площадь Госпитальный вал Красноказарменная улица 1-й Краснокурсантский проезд Волочаевская улица Рогожский вал Школьная улица Абельмановская улица — Крестьянская застава Реконструкция узла у метро Пролетарская (сентябрь 2000 г.) У метро «Авиамоторная» «Татры» в Лефортове (октябрь 2004 г.)

Реконструкция путей у метро «Дубровка» (январь-май 2000) Новоспасский проезд — Симоновский вал Симоновский вал — Восточная улица

Депо имени Апакова Дубининская улица Даниловский вал Серпуховский вал Автозаводский мост Холодильный переулок — платформа «ЗИЛ»

Покровское-Стрешнево Авиационная улица Транспортная развязка на пересечении улицы Свободы и Волоколамского шоссе Улица Свободы Кольцо «Восточный мост» Лодочная улица — Сходненская улица Улица Героев-Панфиловцев Братцево Строгино Конечная «Таллинская улица» Кольцо «Проспект Маршала Жукова»

Улица Алабяна — Волоколамское шоссе Станция Войковская Улица Зои и Александра Космодемьянских Коптево — Соболевский проезд Кольцо «Михалково» По улицам Михалковской и Прянишникова Тимирязевская академия (фотоочерк и схемы) По Тимирязевской улице до Красностуденческого проезда Дубки Улица Костякова Дмитровская Кольцо «Улица 8 Марта» (закрыто в 1999)

Рижский вокзал — Звёздный бульвар Звёздный бульвар — метро ВДНХ От ВДНХ до Сельскохозяйственной улицы Строительство линии у ВДНХ (1999) Останкино Улица Академика Королёва ВДНХ Южная Кольцо «1-я Останкинская улица» (2002) Возле ВДНХ Перекрёсток проспекта Мира и улицы Бориса Галушкина (май-сентябрь 2000) От ВДНХ-Северной до Ростокина Трамвайное депо имени Баумана Енисейская улица Медведково Улица Бориса Галушкина и Ростокинский проезд

Матросский мост и Преображенская улица Преображенский вал Богородское — улица Подбельского Кольцо «Детский санаторий»

Измайловский вал — Семёновская площадь Измайловский лесопарк 16-я Парковая улица Кольцо «Проезд Энтузиастов» Кольцо «3-я Владимирская улица» Новогиреево

Платформа»ЗИЛ» — станция метро «Нагатинская» Станция метро «Нагатинская»-Донбасский путепровод Нагатинская улица Метро «Коломенская» — Судостроительная улица Кольцо «Нагатино» Кольцо «Нижние Котлы» Малый Донбасский путепровод Кольцо «Москворецкий рынок» Улица Красного Маяка Кольцо «Улица Академика Янгеля»

Улица Орджоникидзе Университет — Ломоносовский проспект Кольцо «Черёмушки»

Трамвай Ногинска Трамвайный ремонтный завод (ТРЗ) Трамвайно-железнодорожные переезды в Москве Вагон серии 71-621 (апрель 2000) Вдоль трамвайных путей (пока не упорядочено) Снегоуборочная техника за работой Коллекция Музея пассажирского транспорта Москвы Статья «Как работает трамвайная стрелка?». Точнее, так она работала в СССР несколько десятилетий назад. В европейских странах ныне в ходу бесконтактные датчики, считывающие номер маршрута и соответственно переводящие стрелки…

Чехия: Прага (Praha) Чехия: Карловы Вары (фуникулёр) Франция: Париж (трамвай Т2) Австрия: Вена (Wien). Австрия: Грац (Graz). Австрия: Гмунден (Gmunden). Швейцария: Берн (Bern). Швейцария: Женева (Genève). Швейцария: Невшатель (Neuchâtel, Neuenburg) Швейцария: Цюрих (Zürich). Германия: Гота (Gotha) Германия: Аугсбург (Augsburg). Германия: Нойс (Neuss). Германия: Мюнхен (München). Видимо, этот объёмный путеводитель заслуживал отдельного сайта, но пусть пока будет здесь. Германия: Штутгарт (Stuttgart) .

Электротранспорт Чехии (зеркало сайта www.tramvaje.cz, автор — Рихард А. Билек)

Использованная литература Что ещё посмотреть (коллекция ссылок)

Хостинг сайта tram.rusign.com любезно обеспечивает Русский Узел. Хостинг зеркала tram.by.ru предоставлен BY.RU.

Сайт основан 31 мая 1999 года. Автор текста и изображений, кроме явно указанных: © 1999-2012, Александр Елагин. Свои материалы и идеи предоставили: Сергей Алехин, Александр Дубовик, Сергей Ермаков, Александр Забрейко, Денис Иванов, Вадим Иевлев, Евгений Куйбышев, Владислав Прудников, Сергей Пушкин, Rie, Иван Садовский, Артём Светлов, Александр Шанин, Антон Чиграй, Mike Taplin, Gordon Stewart, Nick Vince и многие другие. Отдельная благодарность Александру Морозову, Алексею Чарыкову и Вадиму Розалиеву.Использование любых текстов и изображений с данного сайта без предварительной договорённости с авторами используемых материалов строго запрещается.

e-mail: