Самые интересные трамвайные маршруты мира!

Путешествие на трамвае может быть чрезвычайно увлекательным и необычным. На трамвае можно не только добраться от одного города до другого, но и поехать из государства в государство или совершить незабываемую экскурсию через полстраны.

Прокатитесь на «трамвае желания» с туроператором «Холидей М»!

1. Базель, Швейцария: трамвай №10, первый международный

Швейцарский Базель граничит сразу с двумя странами — Германией и Францией. Уже в 1900 году начал работать первый международный трамвайный маршрут, связавший город с французским Сен-Луи; он просуществовал 57 лет. А с 1926 по 1967 годы действовал маршрут, соединявший Базель с немецким городком Лерах: его работа прерывалась только в годы Второй мировой войны.

В наши дни один из базельских трамваев, ходящий по маршруту № 10, курсирует от Дорнаха до Родерсдорфа, а предпоследнюю остановку делает во французской коммуне Лаймен. Столь необычный маршрут был выбран только потому, что линия, пересекающая две границы, оказалась короче всех других вариантов. Одна из примечательных особенностей красно-желтых международных трамвайных вагонов — наличие в них двух классов. И ехать в первом гораздо комфортнее: он свободнее и мягче второго.

2. Саарбрюккен, Германия: трамвай-поезд из страны в страну

В городе Саарбрюккен когда-то была внутренняя система городского трамвая, но в 1965 году она закрылась. Открыться заново ей суждено было спустя три с лишним десятилетия, в 1997 году, но уже в ином качестве. Новая линия получила название Саарбан (нем. Saarbahn) и связала Саарбрюккен с Саргемином во французской Лотарингии, став вторым международным трамвайным маршрутом.

Саарбан работает по системе «трамвай-поезд»: до станции Бребах используются трамвайные линии, а после — железнодорожные. Это удобно для пассажиров, поскольку им не нужно делать пересадку на вокзалах, и они могут быстро попасть из Франции в Германию. Такая система полностью оправдала себя: с 1997 по 2007 год. Саарбан перевезла более 100 млн пассажиров, и это притом что линию обслуживают всего 28 вагонов.

Трамвайный маршрут №0 идет от городка Де Панн на границе с Францией до морского курорта Кнокке-Хейст рядом с Нидерландами. Он не только самый длинный в мире (почти 70 км), но и один из самых живописных, поскольку проложен вдоль всего бельгийского побережья Северного моря. Трамвай делает 68 остановок, и поездка из одного конца в другой занимает 2 часа 23 минуты. Цены на билеты относительно низкие для еврозоны, но лучше их покупать заранее — тогда они обойдутся раза в полтора дешевле; существует и вариант оплаты проезда при помощи SМS.

Политические разногласия в Бельгии отразились и на береговом трамвае. В 1991 году Национальная компания, которая распоряжалась маршрутом, распалась на две — Валлонскую и Фламандскую. Вполне возможно, что этот трамвай очень скоро станет международным — и не только потому, что есть проекты по продлению линии во Францию и Нидерланды.

4. Остров Мэн, Великобритания: самые старые в мире трамваи

Трамвайная линия острова Мэн уникальна не только для Соединенного королевства: по маршруту, соединяющему города Дуглас, Лакси и Рамси, ходят старейшие трамвайные вагоны в мире. Некоторые из них начали работать в 1893 году, когда открылась линия, а подавляющее большинство было выпущено до 1910 года, но во всех полностью сохранилась оригинальная внутренняя и внешняя отделка.

Трамвайный маршрут общей длиной 27,4 км пролегает по живописнейшей местности среди холмов и гор острова. Но интенсивно работает он только в летний сезон, когда прибывшие на Мэн толпы туристов выстраиваются в очередь, чтобы прокатиться на ретротрамваях. А в столице Мэна городе Дугласе действует еще один реликт — конка. Поэтому путешествие по острову может вполне превратиться в трамвайный ретротур.

Стоимость проезда: билет (взрослые/дети) на один день — £16.00/£8.00

5. Либерец, Чехия: чешская глубинка из окна трамвая

Трамваи появились в городах Либерец и Яблонец-над-Нисой еще на рубеже XIX – XX веков. Первый проект по объединению линий родился в 1900 году, но реализован был спустя более чем полвека — в 1955-м. Междугородний трамвайный маршрут Либерец — Яблонец-над-Нисой является самым длинным в Чехии, но абсолютный показатель вряд ли выглядит впечатляюще — всего 13 км и всего полчаса на дорогу от конечной до конечной.

Этот маршрут, в отличие от своих пражских «коллег», не слишком известен и не привлекает толпы туристов. Но он наверняка придется по душе тем, кто хочет увидеть чешскую глубинку из окна трамвая — точно такого же, как те, которые до сих пор ходят по некоторым московским линиям. Кстати, и в Яблонце, и в Либереце можно увидеть следы последней масштабной реконструкции, которую здешние трамвайные маршруты пережили в конце 1990-х. Тогда вагоны переводили с узкой, метровой колеи на полутораметровую, а чтобы не останавливать движение, просто сделали пути двойными — под старую и новую ширину колесных тележек.

Стоимость проезда: билет на 75 минут (взрослые/дети) для проезда из города в город — 30/15 чешских крон.

С 1904 года трамвайный звон прочно вошел в повседневную жизнь Гонконга, и даже японская оккупация во время Второй мировой войны не заставила его умолкнуть. По улицам бывшей британской колонии ходят исключительно двухэтажные вагоны, что делает трамвайную систему острова-мегаполиса уникальной. Даблдекерам, несмотря на то, то они являются не самым быстром видом общественного транспорта, удается вполне удачно вписываться в бешеный ритм жизни азиатского финансового центра. Ежедневно трамваи перевозят почти четверть миллиона пассажиров, а общая длина линий составляет 30 км. Даблдекеры пользуются огромной популярностью не только у местных жителей, но и у туристов. Поэтому специально для них компания-оператор предусмотрела возможность отдельных экскурсионных туров на полностью аутентичных ретротрамваях.

Стоимость проезда: 2,3 гонконгского доллара ($0,3) за билет для взрослого и 1,20 гонконгского доллара ($0,15) для ребенка; тур на ретротрамвае — от 825 до 1750 гонконгских долларов ($106-226).

7. Австрия: Пёстлингбергбан — самая крутая трамвайная линия

Пёстлингберг уже в конце XIX века был популярным туристическим местом. Он располагается на одноименном холме, и с него открывается изумительный вид на близлежащие окрестности. Сегодня он является всего лишь районом Линца, а на момент открытия трамвайной линии Пёстлингбергбан в 1898 году это был отдельный населенный пункт, что делало линию междугородной. Ее протяженность всего 4,1 км, это точно не самый длинный, но зато один из самых крутых трамвайных маршрутов в мире, да вдобавок один из самых живописных и популярных в Австрии. Об этом свидетельствует тот факт, что линия полностью окупилась уже в первые годы эксплуатации. Даже во времена мировых войн число пассажиров только росло, а сегодня трамваи линии Пёстлингбергбан ежегодно перевозят более полумиллиона человек. Не так давно трамвайный парк был обновлен, но внешний дизайн машин стилизовали под старину. Они выглядят так же, как и их «ретрособратья», идеально вписываясь в традиционный австрийский пейзаж.

Стоимость проезда: билет на одну поездку €3,40 для взрослых, €1,70 — для детей.

8. Израиль: иерусалимский скоростной пуленепробиваемый трамвай

Иерусалим обладает одной из самых молодых трамвайных линий мира: официально она начала работать 19 августа 2011 года, связав Гору Герцля с районом Неве-Яаков. Сейчас ее протяженность составляет 13,8 км, а в будущем — 24 км. Линия пересекает чуть ли не весь город (включая спорные территории), и специально для нее был возведен один из шедевров современной инженерии и архитектуры — подвесной мост «Арфа Давида» по проекту Сантьяго Калатрава. Изюминкой подвижного состава стали пуленепробиваемые окна и двери вагонов, более того детали двигателя находятся внутри специального кожуха, чтобы в них нельзя было скрыть взрывное устройство. А объявления об остановках произносятся на иврите, арабском и английском языках.

Стоимость проезда: 6,6 шекеля ($1,8) для обычных пассажиров, для льготников — 3,3 шекеля ($0,9)

Когда-то трамвайные линии подобно гигантской паутине пронизывали Токио вдоль и поперек. Без трамваев невозможно представить себе японскую столицу первой половины XX века. Но в наши дни в городе сохранилось всего две линии. Станции трамвайных путей отреставрированы в ретростиле, так что туристы в восторге, а жителям города просто приятно вспомнить о безвозвратно ушедшей эпохе.

Стоимость проезда: 160 иен ($2) для взрослых, 80 иен ($1) для детей за одну поездку.

10. Рио-де-Жанейро, Бразилия: Трамвай «Санта-Тереза» на акведуке

В конце XIX века Санта-Тереза была престижным пригородным районом, который с 1896 года связывала с центром Рио-де-Жанейро линия электрического трамвая. Этот маршрут более чем за век сумел стать самым известным не только в Бразилии, но и во всей Латинской Америке. Жемчужиной его, несомненно, является знаменитый акведук Кариока, построенный еще в XVIII веке. По нему были проложены трамвайные пути, и именно его так любят фотографировать туристы. Все бы хорошо, если бы не трагедия, случившаяся в августе 2011 года, когда один из трамваев сошел с рельсов и перевернулся, в результате чего 6 человек погибли и 50 получили ранения. Расследование, занявшее месяц, выявило серьезные системные проблемы. Их должна решить масштабная реконструкция линии, которая продлится до осени этого года. Образцом для нее послужат трамваи Лиссабона.

Сейчас линия находится на реконструкции.

11. Австралия, Мельбурн: самая крупная в мире трамвайная сеть

С недавних пор трамвайная сеть Мельбурна является крупнейшей в мире, отобрав пальму первенства у Санкт-Петербурга. Общая длина всех ее путей — 250 км, число маршрутов — 28, число остановок — 1773; за год 487 трамваев перевозят более 180 млн пассажиров. Первые линии заработали в столице штата Виктория в 1885 году, а в 1906-м по городу начали регулярно курсировать электрические трамваи. Они и основной общественный транспорт, и главная туристическая достопримечательность, а по маршрутам ходят как новейшие трамваи, так и ретромодели, произведенные в середине прошлого века.

Стоимость проезда: полный 2-часовой билет в пределах одной зоны(Short term Metcard) — 4 австралийских доллара ($4,3), льготный — 2,6 ($2,8). Полный билет на один день в пределах одной зоны — 7,6 австралийских доллара ($8,2), льготный — 4 австралийских доллара ($4,3).

12. Лиссабон, Португалия: трамвай для узких крутых улиц

Извилистые тесные улочки, чересчур крутые подъемы и спуски — казалось бы, не самые подходящие условия для трамвайной сети. Но Лиссабон уже больше века доказывает обратное. В 1873 году по его улочкам начали курсировать конки, а в 1901-м — первые электрические трамваи. Инженеры учли специфику португальской столицы и специально для нее спроектировали особые вагоны, которые используются и поныне: они четырехколесные, в их передней и задней частях установлены специальные противовесы, благодаря которым крутой нрав местности почти не ощущается, а передвижение хотя и медленное, но зато безопасное. Да и если бы трамваи в Лиссабоне двигались чуть быстрее, то это шло бы вразрез с общим неспешным ритмом жизни и неповторимой атмосферой португальской столицы.

Стоимость проезда: €2,85 за билет в один конец, купленный внутри трамвая.

Канатный трамвай Сан-Франциско имеет долгую и полную драматизма историю. Свою работу он начал в 1873 году. Использование канатной тяги позволило ему без особых проблем преодолевать крутые спуски и подъемы, коими знаменит этот город. А вот экономические и природные катаклизмы он одолевал с трудом. Трамвай пытались ликвидировать после землетрясения 1906 года, во время «трамвайного геноцида» в 20-30-х годах, когда по всей стране трамваи массово заменялись автобусами, и, наконец, в 1947 году по предложению мэра. Но инициативе градоначальника воспротивились жители Сан-Франциско, которые на референдуме высказались за сохранение системы канатного трамвая. А в начале 1950-х провели масштабную реконструкцию путей, и с тех пор не было ни одной попытки закрыть канатный трамвай, который сегодня является визитной карточкой города и одной из главных его достопримечательностей. Подвижной состав полностью аутентичен и выглядит так же, как и сто лет назад. Канатный трамвай Сан-Франциско по праву включен в Национальный регистр памятников истории США и является одним из самых знаменитых не только в Америке, но и во всем мире.

Стоимость проезда: $6 за одну поездку для взрослых, $3 для льготников, проездной на один день — $14

14. Индия, Калькутта: трамвай времен британского владычества

Когда-то трамваи можно было увидеть на улицах Нью-Дели, Мумбаи, Патны и других городов Индии, но в наши дни только Калькутта сохранила действующую трамвайную сеть, да еще какую: целых 29 линий! Подвижной состав, который в наше время используется Калькуттской трамвайной компанией, был большей частью закуплен в Англии еще до обретения Индией независимости. Он полностью аутентичен, но сильно изношен, из-за чего с середины 1990-х годов на многих маршрутах появились автобусы вместо трамваев, а часть линий закрылась либо навсегда, либо на длительную реконструкцию. Но в ближайшее время, несмотря на массу проблем, трамвайный звон вряд ли исчезнет с улиц Калькутты

Стоимость проезда: от 3,5 до 4,5 рупии ($0,06-0,08) за поездку в зависимости от расстояния и класса вагона.