Скоростной трамвай в Новосибирске, это – фейк.

В последние недели на «страницы» электронных СМИ выплеснулся шквал публикаций о предполагаемом строительстве в городе Новосибирске скоростного трамвая. Предлагаю всем расслабиться и успокоится, это – фейк (фальшивка). Мне не ведомо, сознательно разводят уважаемую публику или добросовестно заблуждаются те, кто об этом пишут, но то, что они не понимают, о чем говорят – очевидно.

Затевая, такой грандиозный и дорогой проект никто не догадался ну хоть что-нибудь посчитать или узнать о перспективах трамвайных систем.

Трамвай был хорош и незаменим для своего времени. С копыт на шины мы пересели через рельсы. Не только потому, что железная дорога появились раньше автомобиля, социальные отношения были иными – перевозка рабочей силы, как производственного ресурса, обходилась выгодней трамваем. На западе эти процессы начались раньше, прошли быстрее и закончились где перед войной, где после войны. Огромное количество трамвайных систем в городах Европы и Америки давно закрыто. Осталась кое-где, по сути, туристическая экзотика, или локальные участки трамвайных систем, имеющие минимальное транспортное значение и перевозящие считанные проценты пассажиропотока.

С начала 1990-х годов аналогичные процессы начали активно развиваться и в России. Полностью закрыт трамвай в Архангельске, Астрахани, Иваново, Карпинске, Шахтах, Грозном, Воронеже. В Санкт-Петербурге, Москве, Ростове, Омске, Уфе, Ярославле, Владивостоке и других городах сети трамвая подверглись значительному сокращению. Это не злая воля, не бесхозяйственность, это господа, мировой тренд, читай —  закон природы. Подавляющее количество трамвайных транспортных систем в наших городах будет закрыто в ближайшие годы с неумолимостью смены времени года. Ни какие фантазеры скоростного трамвая ничего с этим не смогут поделать.

В выигрыше окажется тот город, у администрации которого хватит здравого смысла не сопротивляться неумолимым процессам и закрыть умирающий вид транспорта пораньше с целью экономии средств. Перспектив у трамвая и обычного и скоростного нет. Для тех, кто не понял на словах, поясняю на цифрах.

Перевозки пассажиров в РФ по видам транспорта общего пользования, млн. чел.

С 2000 по 2010 годы при незначительном изменении численности населения России количество пассажиров транспорта общего пользования уменьшилось на половину. Перевозки растут только на воздушном транспорте. На трамвае и троллейбусе за этот период осталась только четверть пассажиров. Во, темп! Даже метро и железная дорога потеряли существенную часть пассажиропотока.

В Новосибирске это падение не менее впечатляющее.

Объемы перевозок пассажиров электротранспортом в Новосибирске, млн. чел.

С 2000 по 2011 годы при незначительном изменении численности населения города количество пассажиров городского электротранспорта общего пользования уменьшилось почти на половину. Объем перевозок сохраняет только метро. На троллейбусе за этот период осталась 40% пассажиров. От пассажиропотока на трамвае осталась ровно четвертая часть. В абсолютных цифрах перевозки новосибирским трамваем снижаются с 2000 года средним темпом 5,4 млн. в год.

Комментарии нужны? Кому нужны – пожалуйста.

Из 64 трамвайных систем России в 2008 году Новосибирский трамвай, работающий в третьем по численности населения городе страны:

— на 7 месте по протяженности трамвайных путей – 69,1 км

— на 17 по количеству трамваев — 159 шт.

— на 25 по объему пассажиропотока — 26 млн. человек