Трамвай Ростова-на-Дону

Трамвай Ростова-на-Дону — единственная в России трамвайная система с европейской шириной колеи (1435 мм), запущенная 2 января 1902 года (20 декабря 1901 года по старому стилю) на базе существовавшей ранее конки , существовавшей с 1887 года. Сейчас в городе действует 5 маршрутов и 2 трамвайных депо . Маршруты обслуживаются как отечественными, так и чешскими вагонами. С 28 августа 2010 года стоимость проезда составляет 10 р. (оплата при входе водителю)

Трамвайная система Ростова-на-Дону  — одна из старейших в России. Предшественником трамвая в Ростове-на-Дону была конная железная дорога , открытая в 1887 году и принадлежавшая Бельгийскому акционерному обществу (она была десятой в Российской империи ). Именно из-за того, что хозяевами конки были бельгийцы, колея Ростова-на-Дону (1435 мм.) оказалась уникальной в России и остаётся таковой по сей день. К 1900 году было открыто четыре линии конки:

Впоследствии конка была электрифицирована, и 2 января 1902 года в Ростове было открыто трамвайное движение. Первые улицы, на которых раздались трамвайные звонки — Большая Садовая, Почтовая, Романовская улицы, Таганрогский и Большой проспекты. 22 декабря 1902 года была электрифицирована конка и в соседнем городке — Нахичевани, и первый в России междугородный электрический трамвай начал свою работу.

В гражданскую войну ростовский трамвай, в отличие от трамвая многих других российских городов, движения не останавливал.

Тогда же была открыта вторая система трамвая на правом берегу реки Темерник — в Ленгородке.

В 1920-е годы были открыты линии на Сельмаш, в Рабочий городок, в Красный Аксай, были объединены обе трамвайные системы.

Впоследствии было начато движение по новым линиям в посёлок Чкаловский, в Западный и Северный жилые массивы, и в итоге протяжённость путей превысила 110 километров.

С 1957 Ростов-на-Дону первым в стране приступил к эксплуатации известных чешских вагонов «Татра».

В 1990-е годы произошло очень большое сокращение сети ростовского трамвая. Сохранились только линии в центре города и небольшое ответвление в Железнодорожный район, в котором ввиду больших уклонов, узости и кривизны улиц заменить трамвай не представлялось возможным. Из четырёх депо остались только два — в Ленгородке и в Нахичевани. Большое количество вагонов было уничтожено. В городе были выведены из эксплуатации все вагоны Татра Т3. Таким образом, после 1998 года, вместо восемнадцати трамвайных маршрутов стало ходить восемь: 1,3,4,5,6,7,10,11.

С 2006 , согласно последним решениям городской администрации и проекту нового генерального плана города, предполагается преобразование к 2025 сети трамвая в метротрам ( скоростной трамвай с подземными станциями в центре), однако до какой-либо практической реализации пока дело не дошло