Вагоноремонтный завод — Петербургский трамвайно-механический завод

 

Завод был образован в 1929 г. как вагоноремонтный завод (ВАРЗ).

 

Поначалу планировалось сделать завод только ремонтным, но по предложению бывшего тогда секретарем обкома ВКП С. М. Кирова решили оснастить завод оборудованием, позволяющим создавать новые вагоны. В 1928 г. был разработан технический проект, закладка завода состоялась в 1929 г. Пуск планировался на 1 января 1934 г., но в строй завод вступил лишь 15 мая.

 

Вагоны, которые стал выпускать ВАРЗ, проектировались тоже в Ленинграде. Коллективом конструкторов руководил Д. И. Кондратьев, электрическое оборудование разрабатывал В. Е. Скобелев. Созданные в 1933 г. новые 15-метровые четырехосные вагоны получили официальное название ЛМ-33 (моторный) и ЛП-33 (прицепной). В народе их прозвали «американками» за внешнее сходство с пульмановскими железнодорожными вагонами.

 

 

В годы ВОВ завод работал для фронта, изготавливая боеприпасы, детали снарядов, ремонтируя танковые и авиационные двигатели.

 

С 1944 г. вновь вернулся к своей основной деятельности. Ленинградские трамвайщики с 1933 г. первыми в стране начали строить четырехосные вагоны большой вместимости (довоенные ЛМ/ЛП-33 и экспериментальный поезд 1936 г.).

 

Возрастающие потребности населения и требования градостроительства учитывались при создании новых типов трамвайных вагонов в 1950-1980-е гг.

 

В 1968 г. разработаны вагоны ЛМ-68, впоследствии модифицированные (ЛМ-68М).

 

 

В 1975 г. произошло объединение с троллейбусным заводом. ВАРЗ стал выпускать троллейбусные поезда ЗИУ-9+ЗИУ-9.

 

В 1970-1980-х гг. предприятие носило название Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ).

 

В 1980-1997 гг. велась разработка и выпуск новых вагонов: шестиосные ЛВС-80, ЛВС-86, ЛВС-97, восьмиосные ЛВС-89, ЛВС-93.

 

 

В 1993 г. завод был преобразован в ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод».

 

В конце 1990-х гг. запущены в серию современные трамваи ЛВС-97, ЛМ-99, ЛМ-2000. В то же время завод вел серийное производство троллейбуса ПТЗ-5283.

 

С 2003 г. входит в группу «Дедал». С 2005 г. управляется компанией «Дедал-Вагоны» (управляющая компания предприятий «Вагонмаш» и «Петербургский трамвайно-механический завод»).

 

 

На 2009 г. ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» является единственным предприятием СНГ, которое осуществляет одновременно строительство четырехосных и многоосных современных низкопольных трамвайных вагонов одно- и двустороннего движения.