Донецкий трамвай набирает скорость

Cегодня в Донецке эксплуатируется 197 трамвайных вагонов, 248 троллейбусов,127 автобуса большой и повышенной вместимости, в числе которых и 5 машин повышенной комфортности. Последние недавно отлично справились с обслуживанием молодежного футбольного чемпионата Евро 2009 и директор коммунально-коммерческого предприятия Донецкого горсовета «Донэлектроавтотранс» Владимир Захаров не без оснований полагает, что такие автобусы достойно себя зарекомендуют и во время обслуживания участников и гостей будущего чемпионата Евро 2012. Кроме этого, в оставшееся время к желаемому событию работники «Донэлектроавтотранса» наметили сделать многое с тем, чтобы их сервис был лучше, а услуги жителям и гостям шахтерской столицы надежнее.

— Вы знаете, — отмечает главный инженер предприятия Владимир Пилипенко, — что есть утвержденная государственная программа развития городского электротранспорта до 2015. Она предусматривает обновление парка трамвайных вагонов и троллейбусов, отработавшего нормативный срок и устаревшего — как физически, так и морально, строительство и реконструкцию трамвайных и троллейбусных линий. Кстати, на сегодняшний день из всего эксплуатируемого в шахтерской столице подвижного состава — 80 % отработали свой нормативный срок. Изменить ситуацию можно не только путем приобретения нового подвижного состава, но и за счет модернизации, включающую капитальный ремонт кузова, салона, замену основных узлов и механизмов, а также замену контакторно-реостатной системы управления на электронную.

В прошлом году в «Донэлектоавтотранс» провели модернизацию двух трамвайных вагонов. Такие трамваи до этого имели энергоемкую систему управления тяговыми двигателями. В итоге, после модернизации, потребление электроэнергии трамваями как минимум сократилось на 30%. А это, конечно, хорошая экономия. Такие работы на предприятии готовы продолжить, к сожалению, должных средств для этого пока нам не выделено.

Кстати, «Донэлектроавтотранс», считай, единственное предприятие в своем роде, которому удалось сохранить свою ремонтную базу. А сказать точнее, здесь еще остались троллейбусные и трамвайные мастерские, в которых реально осуществить на должном уровне капитальные или средние ремонты и модернизацию подвижного состава. До недавнего времени, скажем, специалисты предприятия произвели ремонт трамвая для г. Евпатории, троллейбуса для г. Макеевки.

Хорошим подспорьем в деле подготовки к Евро 2012 стали принятые по инициативе городского головы Донецка Александра Лукьянченко мероприятия, которые предусматривают модернизацию транспортной инфраструктуры города.

— Согласно городской программы, — продолжает главный инженер «Донэлектроавтотранса», — намечено приобрести 35 современных трамваев и таких же 30 троллейбусов. В оставшееся время планируется ежегодно модернизировать по 10 трамвайных вагонов. Многое предстоит сделать и по проведению капитального ремонта трамвайного пути. Причем в ходе таких работ будут задействованы новые современные технологии. Речь идет о применении блочных конструкций, что, ко всему прочему, обеспечит бесшумное движение трамвая. Запланирован и ремонт контактной сети протяженностью 10 км по пути следования трамвая со станции «Донецк» к стадиону «Донбасс Арена», а также 20 км контактной сети по пути следования троллейбусов от Донецкого аэропорта, железнодорожного вокзала к местам дислокации гостиниц, стадионов, «фан-зон».

В «Донэлектроавтотрансе» намерены и дальше продвигаться в направлении обеспечения безопасного движения. То есть общественному электротранспорту не должны мешать другие виды транспорта. Особенно такая проблема нынче заметна на уклоне Ленинского проспекта, где зачастую водители автотранспорта позволяют себе выезжать на трамвайный путь, останавливаться перед движущимся трамваем. В итоге почти 20-ти тонный трамвай во время движения вынужден производить торможение, что на данном уклоне дается непросто.

На втором месте. После метро

— Мы, — замечает главный инженер «Донэлектроавтотранса» Владимир Пилипенко, — постоянно следим за тенденциями развития общественного транспорта в странах Европы. Например, в Польше, Германии, Англии нынче упор сделан на трамвайное движение. Оно и понятно, такой вид транспорта является не только удобным, но и экологически чистым. Кстати, во многих странах Европы при совмещенном движении движение трамваев обособленно и согласовывается с работой светофоров. То есть, если идет трамвай, ему — везде только «зеленый», на светофоре он не останавливается. И, конечно, логика в этом есть. Ну почему сотня пассажиров, находящаяся в трамвае, должна ожидать проезда авто с двумя — тремя попутчиками?

Кстати, статистика свидетельствует, что по количеству перевозки пассажиров трамвай находится на втором месте, после метро. Что же касается донецкого трамвая конкретно, то больше, чем он, на единицу транспорта, пассажиров никто не перевозит, ни в одном городе Украины. Поэтому не случайно «Донэлектроавтотранс» не раз занимал призовые места во Всеукраинском масштабе. В свою очередь руководство предприятия отмечает, что в числе главных и неизменных задач работников общественного транспорта является обеспечение движения в соответствии с графиком, а качество обслуживания должно соответствовать современным требованиям. С этой целью на предприятии внедрена система GPS — навигации. Более 60 автотранспортных средств оборудованы блоками управления. Запись данных обрабатывается и через Internet передается на компьютер центрального диспетчера и отображается на электронной карте города.

Программное обеспечение позволяет отслеживать в режиме реального времени передвижение автотранспортных средств, видеть на карте детали маршрута, определять скорость движения на любом участке пути, время работы, время движения, простои, а также прибытие и выезд из контрольных зон, распечатывать табличные отчеты обо всех перечисленных данных. Основной задачей внедрения системы на предприятии является соблюдение маршрута, графика движения и эффективный контроль нецелевого использования автотранспорта.

И такая, весьма существенная деталь. «Донеэлектроавтотранс», как отметила зам. директора по экономике предприятия Раиса Орлянская, занимает лидирующее место среди всех перевозчиков города. А сказать точнее — более 60% всех пассажиров пользуются услугами именно коммунального предприятия.

Работа «Донэлектроавтотранса» всегда находится в поле зрения городского головы Александра Лукьянченко. При его содействии, а также горсовета, за последние три года приобретено 16 комфортабельных трамваев, 28 троллейбусов и 45 автобусов. Кстати, если говорить о последних, то следует отметить, что среди дончан, особенно тех, кто в возрасте, популярностью пользуются низкопольные автобусы.

Экономический кризис, понятное дело, не мог не отразится и на работе «Донэлектроавтотранса». Прежде всего, из-за снижения платежеспособности определенной части населения, а также закрытия ряда предприятий или сокращения рабочей недели и даже количества работающих, число перевозимых пассажиров снизилось, в сравнении с докризисным временем, более чем на 20%. Понятное дело, в результате этого снизились и доходы предприятия. А если учесть тот факт, что растут его затраты в связи со стоимостью электроэнергии, топлива для автотранспорта, приходится констатировать, что выживать коммунальному предприятию непросто.

Раиса Орлянская также отмечает, что нормативная себестоимость перевозки пассажира электротранспортом составляет 1,32 грн., при тарифе на проезд — 1 грн. В то же время — это не единственная и, скорее всего, не главная проблема «Донэлектоавтотранса». По данным его специалистов, 57,3 % пассажиров составляют льготники. Компенсация за их перевозку должна поступать из госбюджета. К сожалению, говорить о стопроцентном поступлении таких платежей не приходится, и на самом деле всего на 64,7% поступают компенсации за перевозку пассажиров в горэлектротранспорте и всего на 19,3% — за такие услуги, осуществляемые автобусами.

Чтобы изменить ситуацию к лучшему и предприятию не приходилось экономить на зарплате, чтобы были средства на содержание и капитальные ремонты подвижного состава и т. д., необходимо, чтобы государственный бюджет рассчитывался в полном объеме за выполненную транспортную работу по оказанию услуг льготным категориям граждан.