Где в Украине самые красивые трамваи

Недавно в Киеве, рядом с редакцией «Газеты…», прямо на маршруте дотла сгорел трамвай. Причина: крайняя изношенность, срыв графика ремонтов. Слава Богу, обошлось без жертв.

П осмотрите на облупленные, давно не знавшие свежей краски бока вагонов. Факт: в других городах Украины ситуация – это видно даже на фото – принципиально лучше. Почему? Ставшая притчей во языцех реконструкция скоростного трамвая на Борщаговке, полумифическая закупка в Санкт-Петербурге 20 новых вагонов, но для такого большого города, как К иев, это как капля в море. Хотя антитрамвайная истерия времен мэра Омельченко, когда в центре Киева ликвидировали почти все линии и сняли маршруты по мосту Патона, закончилась, возрождения этот популярный в городах Европы видтранспортав нашем городе пока не получил. Каков же рецепт спасения киевского трамвая? «Газета…» пообщалась со специалистами и оценила ситуацию по крупным, и не очень, городам Украины. Факт – в Киеве хуже всего.

Т рамвай – это не прошлое, а будущее городского транспорта

Валерий КРАВЧЕНКО, директор ГП «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства»:

– Нужно сначала определиться, для чего трамвай? В Европе его называют легким метро – поезда по 2–4 вагона идут и по эстакадам, и в тоннелях. Трамвай чуть меньше метрополитена, но он не сравним ни с троллейбусами-автобусами, ни тем более с маршрутками по объемам перевозок. Когда рельсы проложены отдельно от автодоро – это почти метро, только значительно дешевле. Нужно и нам переходить на такую модель. Сейчас же выкручиваются, как могут: кто-то, как Одесса, массово модернизирует свои вагоны. Кто-то, как Львов, покупает б/у подвижной состав за рубежом. А винничане получили списанные вагоны вподарокиз Цюриха – но даже эти трамваи получше тех, что у них были. Некоторые города понемногу покупают новые вагоны в Украине и России – как Донецк, Харьков. Увы, Киев практически ничего не покупал.

Да, купить сразу много новых вагонов – возможности нет. Нужны ремонты, модернизация. В Милане на маршрутах ездят вагоны 20–30-х годов, отлично отремонтированые.

Проблемы не только в трамвайном вагоне: нужны новые развязки, малошумные рельсы. И постоянный уход – в Швейцарии рельсы шлифуют дважды в день, вот трамвая там и не слышно. Не так давно переложили рельсы в центре Львова – теперь и автотранспорту легче ездить, и трамвай не так шумит.

Вот пример Беларуси: они никогда при СССР не строили трамваев, а сейчас испытывают в Москве вагон белорусского производства на уровне лучших мировых образцов. Кстати, в Минске приняли стратегический план по трамваям – прорезать через город радиальные линии от центра на 30–50 км за черту города, обеспечив все пригороды транспортом. Конечно, с новыми вагонами и скоростью до 80–100 км/ч.

Если ремонтировать по нормативам, трамвай почти вечен

Михаил БАРАШКОВ, глава общественной организации «Комитет «Киевляне – за общественный транспорт»:

– В Праге, как и во многих городах Европы, такие же трамваи, как в Киеве, находятся в идеальном состоянии. Дело в том, что в отличие от автобусов-троллейбусов, срок службы трамвая, как и большинства железнодорожной техники, можно продлевать очень долго. Конструкция по сути простая: металлический кузов, металлические тележки… Ту же Москву нам теперь догонять, может, и лет 20, хотя никаких суперсовременных трамваев там нет. Но все вагоны прошли капремонты после 1991 года. Они просто выполняют нормативы, опять-таки по нормативам меняют пути.

Здесь и по другим городам приведем количество работающих вагонов, капитально отремонтированных и закупленных за прошлые 10 лет. Данные с сайта СТТС могут иметь незначительные неточности – не учтены вагоны на длительном простое и на ремонтах.

Дарницкое депо (обслуживает весь левый берег):

Состояние дарницких вагонов, пожалуй, худшее в столице. Однако трамвай выполняет основную транспортную функцию между районами левобережья. В этом депо работают и два самых новых вагона чешского образца – 1994 года… Всего вагонов: 194

Депо им. Шевченко (обслуживает скоростной трамвай)

Лучшее в Киеве. Пока депо временно закрыто, однако к запуску линии скоростного трамвая здесь будет уже 10 изготовленных в Киеве вагонов «Кобра» и, возможно, новые вагоны из Санкт-Петербурга. Всего вагонов: 104

Подольское депо (обслуживает правый берег, кроме скоростной линии)

«Рабочая лошадка» киевского трамвая. Кроме Отрадного, Лукьяновки, ж/д вокзала, Приорки и Оболони, депо обслуживает самые романтические линии: по Подолу, Набережной и в Пуща-Водицу. Всего вагонов: 86

Всего вагонов: 384 Поступивших за последние 10 лет: 10 (3%)

Самый старый трамвай – 1966 г.

Самая лучшая ситуация с текущими ремонтами – и трамваи, и троллейбусы в отличном состоянии. Лидер Украины по закупкам новых вагонов – ежегодно по 5–10 трамваев.

Всего вагонов: 201 Поступивших за последние 10 лет: 34 (17%)

Самый старый трамвай – 1967 г.

Ситуация неплохая: больше 30 вагонов было куплено в 1991–96 годах, 28 вагонов получено в 2003 году из немецкого города Шверин.

Всего вагонов: 260 Из них поступивших за последние 10 лет: 6 (2%) – новых, 28 (11%) – б/у

Самый старый трамвай – 1971 г.

Одесситы сделали ставку на капитальный ремонт собственных вагонов. В этом они лидеры по стране. Впрочем, в 2006–2008 годах закуплено 10 украинских вагонов К1.

Всего вагонов: 127 Поступивших за последние 10 лет:

Самый старый трамвай –1975 г.

Галичане в 2008 году закупили 22 б/у вагона в немецких городах Эрфурт и Гера – теперь площадь Рынок, по которой бегают вагончики, стала еще более европейской. Это практически единственный город, где планируется масштабное развитие новых трамвайных линий. В центре рельсы переложены по бесшумной т ехнологии.

Прошедших модернизацию:

В 2009 году на ремонтном заводе начали проводить глубокую модернизацию чешских вагонов – уже 4 трамвая на маршрутах. В 2006 году закуплено 10 новых российских вагонов.

Всего вагонов: 265 Поступивших за последние 10 лет:

Евпаторийский трамвай – настоящий музейный экспонат. Здесь еще бегают восточногерманские вагончики «Гота» – самые старые рейсовые трамваи в Украине, – а линии в основном одноколейные, с разъездами на остановках. Трамваи лучше ходят летом, когда в городе много отдыхающих.

Всего вагонов на линии: 19 Поступивших за последние 10 лет:0

Самый старый трамвай – 1957 г.

Уже давно считается лучшим трамвайным хозяйством в стране по суме всех показателей – благодаря этому в 2007 году власти швейцарского города Цюрих решили бесплатно передать винничанам свои старые трамваи 60-х годов выпуска. В центре города рельсы переложены по бесшумной технологии.

Всего вагонов на линии: 90 Поступивших за последние 10 лет: 29 (32%), б/у, еще 14 не введены в эксплуатацию

Самый старый трамвай – 1975 г. (среди полученных при СССР), 1959 г. (среди швейцарских)

Этому маленькому городку трамвай по советским нормативам и не был положен – его построили по инициативе местных жителей. Здесь некоторые улицы не имеют асфальта, но там есть рельсы. В 2007 году Конотоп купил новый трамвай К1.

Всего вагонов на линии: 16 Из них – поступивших за последние 10 лет: 1

Самый старый трамвай – 1975 г.

1,56 кв. м улицы нужно для провоза одного пассажира в скоростном трамвае.

В автобусе – 3,47 кв. м улицы, в автомобиле с 4 пассажирами – 59,3 кв.м. Если в автомобиле только один водитель – целых 170 кв. м, в 108 раз больше, чем в скоростном трамвае. Таковы оценки Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР еще в 1972 году. Неудивительно, что при уничтожении трамвая и увеличении числа автомобилей в Киеве каждый год заторы все больше и больше.

На 14 февраля жители итальянской Флоренции впервые проехались по первой в городе новой линии трамвая длиной 7,4 км от пригорода Скандиччи к ж/д вокзалу Флоренции. Скоро должны начаться работы построительствуеще двух линий. «Старый» трамвай во Флоренции закрыли в 1958 году.