Жители Донецкой области все реже пользуются трамваями и троллейбусами

 

В 14 городах Донецкой области трамваями и троллейбусами ежедневно перевозится 1,1 млн. пассажиров. Однако в течение последних шести лет их число ежегодно сокращается.

 

Об этом сообщили в Главном управлении статистики в Донецкой области.

 

В 2006 году пассажирами горэлектротранспорта становились 399 млн. человек, что меньше предыдущего года на 6%, а по сравнению с 2000 годом – на 41%. В то же время автомобильные перевозки пассажиров на городских маршрутах возросли за прошлый год по сравнению с 2005 годом на 17%, а против 2000 года – в 2,2 раза. В результате удельный вес пассажиров горэлектротранспорта впервые стал ниже, чем воспользовавшихся автобусами и маршрутными такси, и составил 49% пассажиропотока во внутригородском сообщении против 78% в 2000 году. Число платных пассажиров автомобильного транспорта (без льготников) превышает платную категорию пассажиров трамваев и троллейбусов вместе взятых еще с 2002 года.

 

На начало 2007 года в целом по области насчитывалось 536 троллейбусных машин и 441 трамвайный пассажирский вагон – меньше, чем на конец 2000 года, на 22%. Свыше половины троллейбусов и 90% трамваев служат уже более 15 лет. Столь продолжительное время эксплуатируются все троллейбусы в Енакиево и все трамваи в Авдеевке, Горловке, Дружковке, Константиновке и Краматорске. В Макеевке трамвайное движение в прошлом году вообще было закрыто.

 

В Донецке, трамвайный парк которого не обновлялся в течение многих лет, за счет бюджетных средств в 2003-2006 годах приобретено 23 новых вагона, что составляет 12% общего их числа. Троллейбусный парк пополнился за этот период 20 новыми машинами. За 2006 год в областном центре приобретено 5 трамваев (столько же списано) и 6 троллейбусов (выбыло 15). Среди других городов обновление парка происходит только в Мариуполе, где в прошлом году на маршруты вышли два новых трамвая и четыре троллейбуса, и в Артемовске – один троллейбус.

 

Бюджеты остальных городов не могут позволить себе такие приобретения (средняя цена пассажирского трамвайного вагона достигает 1,9 млн. грн, троллейбус стоит от 0,6 до 0,9 млн. грн.). Кроме инвестиций, значительные средства требуются для покрытия эксплуатационных затрат на перевозку пассажиров льготных категорий, удельный вес которых превышает 60% всех пассажиров горэлектротранспорта. За 2006 год выручка от продажи билетов компенсировала лишь 32% затрат на перевозку пассажиров, которые возросли по сравнению с 2005 годом на 20% (доходы увеличились лишь на 3%). Бюджетные дотации составили в прошлом году 88,1 млн. грн., или 48% к затратам, то есть были в полтора раза больше, чем получено от продажи билетов, но компенсировали лишь 70% убытков от перевозки пассажиров (в 2005 году – 89%). Общая сумма убытков от пассажирских перевозок трамваями и троллейбусами возросла в 2006 году по сравнению с предыдущим годом в три с половиной раза и достигла 37 млн. грн. О финансовых проблемах горэлектротранспорта свидетельствуют также данные о динамике доходов и расходов. По сравнению с 2000 годом эксплуатационные расходы на перевозку пассажиров возросли в 1,7 раза, бюджетные дотации – в 3,1 раза, а доходы от продажи билетов – лишь на 8%.