О городском транспорте Киева

Время от времени на транспортных форумах появляются темы о закрытии троллейбусной либо трамвайной системы в том или ином городе Украины (в Эрэфии тоже такие неприятные события случаются, да города у нам побогаче все же и такую дорогую игрушку, как полноценный городской транспорт, могут себе позволить). И складывается впечатление, что электротранспорт плохой и слабый, а вот автобус… Дескать, автобусную систему содержать проще, и организация оной системы требует меньше вложений. Угу, про автобус в городах Украины не пишут по одной простой причине: он там уже давно и тихонько сдох.

Что бы там ни рассказывали стороннички автобусного транспорта, надежность такой системы — никакейшая просто, и такая система имеет куда как больше шансов скатиться в маршруточное говно. А если за дело берутся коммерсанты (которые якобы гибко подстраиваются под основные пассажиропотоки), то улицы наводняются консервными банками, в которых не то что стоять — сидеть неудобно! И после девяти вечера в отдаленные от метро районы добраться можно только при большой удаче. Это мы у себя привыкли, что если закосил последний 725 глубокой ночью, когда всем людям спать давно положено — то можно накатать жалобу. А тут — говорят спасибо за то, что в час пик хоть на чем-то уехать можно, а то консервная банка может и не прийти. Решит коммерсант, что нерентабельно — и все, ходите пешком, люби друзи.

 

В общем, наступил в городе Киеве маршруточный рай — со всеми его атрибутами, а именно — жутчайшими пробками на пути до ближайшего метро, равно как и совершенно непредсказуемым временем поездки. Это у нас ССС начал грезить строительством десятков километров линий в год (и, возможно, осуществит свой замысел — как-никак Гарант за него поручился и потому пойдет на выделение средств из федерального бюджета, низвергая проклятия регионов, которые, как обычно, получат на свои метрополитены шиш с маслом). Ну ладно, допустим, будет у нас метро в каждом подъезде и сумеем мы обойтись без наземного транспорта. Но другие-то города, киевы, днепропетровски и прочие симферополи — они же при всем желании не смогут себе метро в каждый двор провезти. Но, вместо того, чтоб наладить четкую, налаженную работу троллейбуса и трамвая (на основе пока еще уцелевшей системы), местные администрации проявляют чудеса управленческой тупости, оставляя такую большую и сложную логистическую систему на откуп коммерсантам, которые гондоны по определению и которые заинтересованы в том, чтобы пассажиропотоки были максимальны и бобики ходили набитыми.

О скорости и удобстве доставки никто и не думает — скорее наоборот, коммерсантам это выгодно: есть лишний повод спекульнуть тем, что «вот видите, как нас много, и то — трудности такие с транспортом, а если нас не будет, то что твориться будет, представьте!». А если вас, кусков коммерческого дерьма, не будет, а пустить нормальные автобусы с троллейбусами, если проложить вменяемые трамвайные линии — то поменьше людей захотят толкаться в пробках на своих тазиках. Впрочем, все снова упирается в извечный административный вопрос: пока еще не все растащено и пока городские хозяйства разворованы не полностью, городские администрации не перестанут рассматривать городской транспорт как дойную корову и не начнут разделываться с маршруточными вакханалиями и самоуправством.

А простые жители — они просто уверены в том, что бобик лучше троллейбуса. Естественно, СУЩЕСТВУЮЩИЙ бобик лучше и быстрее СУЩЕСТВУЮЩЕГО троллейбуса. Однако с помощью троллейбуса (вернее, строго контролируемого и четко планируемого движения, с устанавливаемыми администрацией, а не перевозчиком интервалами и трассами) МОЖНО выстроить эффективную и пригодную для решения логистических задач города систему; нынешняя же коммерческо-маршруточная (вернее, саморегулируемая) система непригодна для решения таких задач в принципе. Саморегулируемые системы вообще мало для чего пригодны.

Вот и катают людям по ушам, спекулируя тем, что других вариантов и нет. И предлагают маяться с тем, что есть. О том, что существуют принципиально другие варианты организации, без давок в метро и пробок на дорогах, предпочитают скромно умалчивать. Ведь для создания таких систем надо прекратить воровать и начать работать, чего чиновники поздне- и постсоветского образца позволить себе не могут.

…Эстакаду на Московской площади открыли, вследствие чего одним из пробочных мест стало меньше. Но что толку, если полчаса угрохано на стояние в пробке в створе Васильковской. Время поездки снова оказалось безобразно непредсказуемым. Мне неприятно, но я-то что: приехал на четыре дня, четыре дня можно и помучаться. А местные мучаются каждый день, бесконечно благодарные советской административной школе.

Опубликовано с m.livejournal.com .