В Донецкой области 96% трамваев и 78% троллейбусов служат свыше 15 лет

За І квартал 2012 года городским электротранспортом Донецкой области воспользовались 82,2 млн. человек. Этим экологически чистым транспортом ежедневно перевозится свыше 900 тысяч пассажиров в 12 городах. На пассажиров горэлектротранспорта области приходится шестая часть общего их числа в Украине. По пассажирским перевозкам троллейбусами Донецкая область занимает среди всех регионов Украины первое место, трамваями – второе (после Днепропетровской области).

В 2011 году число пассажиров горэлектротранспорта области увеличилось на 5,5% и составило 352,7 миллиона. Рост достигнут за счет троллейбусов, число пассажиров которых увеличилось по сравнению с 2010 годом на 11,8%. Воспользовавшихся трамваями было на 2,3% меньше, чем год назад. Аналогичное соотношение сохраняется и с начала 2012 года: трамвайные перевозки сократились на 6,8%, а троллейбусные –возросли на 4,9%. В областном центре число пассажиров троллейбусов увеличилось по сравнению с январем–мартом 2011 года на 20%, сообщает главное управление статистики в Донецкой области.

Стабильная работа горэлектротранспорта в определяющей степени зависит от наличия и состояния подвижного состава. В 2011 году трамвайный парк не обновлялся, при этом было списано 18 вагонов. Из имеющихся в области на начало нынешнего года 384 трамвайных пассажирских вагонов 89% служат уже свыше 15 лет. В то же время парк троллейбусов, который насчитывает 525 машин, за год увеличился на 66 единиц (поступило 88, выбыло 22 троллейбуса).

Заметно обновился троллейбусный парк в Донецке. За 2011 год он пополнился 83 новыми троллейбусами, что составило 27% общего их наличия. Приобретались троллейбусы за счет бюджетных средств. Одновременно в областном центре было списано 6 трамваев и 14 троллейбусов. Поступление новых машин для троллейбусных маршрутов Донецка продолжается и с начала 2012 года. В других же городах области парк электротранспорта продолжает стареть: 96% трамваев и 78% троллейбусов там служат свыше 15 лет. Вместе с тем и в областном центре  эксплуатируется немало изношенного подвижного состава. Более 15 лет используются 81% трамваев и 51% троллейбусов.

Проблемой является также то, что значительные средства требуются для покрытия эксплуатационных затрат на перевозку льготников, которые составляют 70% всех пассажиров электротранспорта. Бюджетные дотации предприятиям электротранспорта возросли в 2011 году по сравнению с предыдущим годом на 15% и составили 250 млн.грн., что позволило компенсировать 65% расходов на перевозку пассажиров. Это в 2,6 раза больше выручки от продажи билетов, которой было достаточно для покрытия лишь четвертой части затрат. При этом убытки от пассажирских перевозок трамваями и троллейбусами в целом по области составили 39 млн.грн., что по сравнению с 2010 годом вдвое больше. О финансовых проблемах горэлектротранспорта свидетельствуют также данные об изменениях доходов и расходов в длительной динамике. По сравнению с 2000 годом эксплуатационные расходы на перевозку пассажиров возросли в области в 3,6 раза, бюджетные дотации – в 8,7 раза, а доходы от продажи билетов – в 1,8 раза. Очевидной является необходимость изменить подходы к льготам, которые устанавливаются на государственном уровне.